Сегодня 16 июня 2019 года
Для слабовидящих

Владивостокская таможня в дни войны

PDFПечатьE-mail

Нападение Германии на Советский Союз нанесло серьезный удар по таможенной системе. Почти 9/10 личного состава таможен ушло в ряды Красной Армии, народное ополчение, партизанские отряды. Владивостокская таможня осталась одной из крупнейших в стране, поскольку в ней было занято более трети всех сотрудников таможенных органов, и приняла на свои плечи весь объем грузов и товаров, шедших ранее через западные районы.

В условиях войны Владивостокская таможня и входившие в ее состав таможенные учреждения выполняли важнейшую задачу – осуществляли пропуск грузов, поступающих в страну по ленд-лизу и по линии международного Красного Креста.

Именно через Тихий океан в июне 1941 года были доставлены первые 2988 длинных тонн* американской военной помощи. Из 17,5 миллионов длинных тонн ленд-лизовских грузов почти половина прошла через дальневосточные порты. Большая часть из них – 7,9 миллиона ушла на фронт через Владивосток. Таможня обеспечивала также обработку стратегических грузов, прежде всего цветных и редкоземельных металлов, сырья, следующих через Тихий океан.

В 1943 году таможня стала беспошлинно пропускать благотворительные грузы - медикаменты, медицинские инструменты, приборы, протезы, одежду и белье, поступающие из-за границы.

Сотрудники таможни осуществляли контроль за подарками, поступающими из-за границы для Красной Армии, а также багажом пассажиров и членов экипажей судов загранплавания. Особое внимание уделялось контролю за выгрузкой продовольственных грузов – сахара, масла, муки и консервов.

Наиболее напряженная обстановка складывалась в таможне с апреля по октябрь – в период навигации и путины, когда большая часть сотрудников была занята на отдаленных таможенных постах - на Диксоне, Игарке, Дудинке и др. В зимнее время все незанятые в оперативных мероприятиях участвовали в оборонных работах на заводе «Металлист», направлялись на сельхозработы и лесозаготовку. Каждый сотрудник таможни ежемесячно отрабатывал на воскреснике один день, перечислял деньги в фонд обороны.

С 1942 года призванных в ряды Красной Армии сотрудников-мужчин заменили женщины. В трудное военное время они несли круглосуточное дежурство в порту, обеспечивали таможенный контроль над транзитными грузами в период навигации на северных таможенных постах. Все силы были брошены на то, чтобы обеспечить работу в тылу, пока их друзья и родные воюют на фронтах.

С освобождением временно оккупированных территорий владивостокские таможенники уезжали на укрепление и восстановление таможен в западные регионы страны. Только в 1945 году в западные таможни было переведено 24 сотрудника Владивостокской таможни.

В победном 1945 году владивостокские таможенники продолжали нести свою нелегкую службу. В связи с изменением объемов и характера грузов произошли изменения в структуре таможни. Была реорганизована корабельно-пассажирская группа, которая разделилась на почтово-пассажирскую и корабельную. В мае для прибывающих на Дальний Восток грузов был создан таможенный пост на станции Первая речка, а в октябре – десять новых таможенных постов на границе с Манчжурией и в важнейших транспортных узлах.

К осени 1945 года в штате таможни было 186 человек. Структура таможни объединяла Владивостокскую, Петропавловск-Камчатскую, Александровск-на-Сахалине, Ногаевскую таможни, посты на Охотско-Камчатском побережье, посты в бухте Провидения, на Игарке, в Николаевске-на-Амуре и Находке также созданные в октябре посты – Кумара, Благовещенск, Поярково, Сталинск, Ленинское, Иман, Турий рог, Гродеково, Краскино и Ванино.

Подготовка СССР к вступлению в войну с Японией отразилась и на работе Владивостокской таможни. 18 июня 1945 года была создана группа самозащиты противовоздушной обороны из 15 человек, в которую вошли санитарное и противопожарное звенья, звено связи. Возглавил ее инспектор М.И. Феденко.

9 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии, и Владивосток стал прифронтовым городом. В связи с объявлением в городе и его окрестностях военного положения в таможне было организовано круглосуточное дежурство, введена светомаскировка. Сотрудникам было предписано являться на работу с противогазами. Весь личный состав таможни на себе испытал тяготы прифронтового режима работы.

2 сентября военные действия завершились. Жизнь постепенно входила в мирное русло. В сентябре 1945 года на Дальний Восток был доставлен последний ленд-лизовский груз. Послевоенное восстановление народного хозяйства выдвинуло перед таможенными органами новые задачи. Во Владивостокскую таможню стали приходить новые сотрудники, чья трудовая биография началась на фронте.

2015-08-17_vlad_5

В декабре 1945 года на должность контролера был принят Петр Матвеев, награжденный медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Японией». Этому молодому человеку впоследствии предстояло руководить Владивостокской таможней в течение 11 лет. В знак признания заслуг Петра Фроловича Матвеева, отдавшего таможенным органам 47 лет жизни, название «Матвеевский» присвоено таможенному посту Хасанской таможни, а «Петр Матвеев» - таможенному кораблю дальневосточного таможенного управления (порт приписки Владивосток).

2015-08-17_vlad_4

Подготовила Виктория ШАМАЕВА

Фото из архива Владивостокской таможни

_______________________________

*- длинная тонна равнялась 1016 кг.

Автобиографии начальников Владивостокской таможни

Обухов Александр Михайлович

2015-08-17_vlad_1_2

Родился 12 сентября 1918 года, трудовой путь начал с 18 лет. Выпускник Хабаровского педагогического института.

Участник Великой Отечественной войны.

С декабря 1946 года - на службе в системе министерства внешней торговли (в таможне). С августа 1956 года по сентябрь 1976 года возглавлял Владивостокскую таможню. В сентябре 1976 года назначен начальником Туапсинской таможни.

Награжден орденами Красной звезды и Октябрьской революции, медалями и памятными знаками.

Матвеев Петр Фролович

Петр МатвеевРодился 4 июля 1923 года в городе Хабаровске.

На войну призван в 1941 году. С 1941 по 1947 годы - в составе Дальневосточного фронта. За участие в боевых действиях награжден медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Японией».

В декабре 1947 года зачислен на должность контролера Владивостокской таможни. Был контролером, инспектором, старшим инспектором Владивостокской таможни. В 1950 году закончил курсы переподготовки работников таможенных учреждений ГТУ МВТ СССР в г. Риге. С 1951 по 1958 годы работал старшим инспектором, потом заместителем начальника Находкинской таможни. С 1958 по 1965 годы - начальник Благовещенского таможенного поста. С 1965 по 1974 годы – начальник Корсаковской таможни. В 1974-1976 годах – начальник Ждановской таможни. В 1976-1987 годах – Начальник Владивостокской таможни. В 1987-1989 годах – начальник Артемовского таможенного поста. С 1989 по 1990 год – начальник отдела кадров Дальневосточной региональной таможни. В 1990 году вернулся во Владивостокскую таможню, где ещё четыре года проработал главным инспектором.

Награжден почетными знаками: «Знак отличия Министерства внешней торговли», «Отличник таможенной службы СССР.

Стаж работы в таможенных органах 47 лет.

В знак признания заслуг старейшего работника таможенных органов Дальнего Востока имя Петра Фроловича Матвеева увековечено в названии таможенного поста «Матвеевский» Хасанской таможни, а также в названии большого таможенного судна «Петр Матвеев» Дальневосточного таможенного управления.

Цветков Игорь Васильевич

2015-08-17_vlad_3Родился 12 августа 1913 года в Санкт-Петербурге в семье инженера путей сообщения. В 1913 году семья переехала на Дальний Восток, куда был направлен отец Игоря Василий Цветков на строительство железной дороги. В 1914 году Василий Цветков мобилизован в армию и погиб.

В 1930 году Игорь Цветков окончил 9 классов средней школы во Владивостоке. Поступил на курсы радистов и после их окончания в 1931 году пошел работать в систему Государственного дальневосточного морского пароходства. Был радистом сначала на берегу, а с 1934 года на судах Госморпароходства. В апреле 1937 года стал начальником службы связи Дальневосточного пароходства. В 1940 году стал заврадио на пароходе «Смоленск». В годы войны совершил несколько рейсов в США на судах пароходства.

В августе 1946 года Приморским крайкомом КПСС направлен начальником во Владивостокскую таможню. В 1948 году окончил Рижские курсы руководителей таможенных органов. В январе 1951 года назначен начальником Гродековской таможни. С июня 1954 по апрель 1956 года начальник Владивостокского таможенного поста Находкинской таможни. В апреле – июле 1956 года исполнял обязанности начальника Владивостокской таможни. С октября 1956 по ноябрь 1983 года - старший инспектор Владивостокской таможни.

Награжден правительственными наградами: орденом «Знак почета», медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За трудовую доблесть».

Подготовила Виктория ШАМАЕВА

Фото из архива таможни