Сегодня 26 июня 2017 года
Для слабовидящих

История ДВТУ

Включение Дальнего Востока в общую систему таможенной охраны относится ко второй половине XIX в., с 60-х годов которого дальневосточная окраина жила в условиях порто-франко. Ее малочисленность и «отсутствие каких-либо зачатков обрабатывающей промышленности делали совершенно непроизводительной и бесцельной как в финансовом, так и в экономическом отношении таможенную окраину границы огромного протяжения», - отмечал министр финансов С.В. Вите после своего визита на Дальний Восток в 1902 г.

Сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали кардинально изменило ситуацию. Участь порто-франко была предрешена. Дальний Восток должен стать неотъемлемой частью таможенной территории России.
В 1899 г. правительство сделало первый шаг, ознаменовавший вхождение дальневосточных территорий в систему общероссийской таможенной службы – 4 июня (все даты по старому стилю) Император утвердил мнение Государственного Совета об учреждении в главных портах России на Тихом океане – Николаевске и Владивостоке – четырех должностей таможенных чиновников «для осмотра и очистки пошлиной товаров». Архивные документы позволяют установить имя первого таможенного чиновника, открывавшего таможенный дозор во Владивостоке – им был таможенный чиновник VI класса Григоровский. 13 марта 1900 г. он извещал генерал-губернатора о том, что принял «таможенную часть» от чиновника акцизного ведомства и с 14 марта приступает к исполнению своих обязанностей.
Указом 10 июня 1900 г. на всей территории Приамурского генерал-губернаторства, исключая северные районы Приморской области, с 1 января 1901 г. последовало Высочайшее одобрение мнения Государственного Совета о создании во Владивостоке и Николаевске таможен 1 класса 2-го разряда.
В апреле 1902 г. по сухопутной границе с Маньчжурией и Кореей и по морскому побережью Приморской области были учреждены две таможенные заставы, четыре переходных пункта, а также 8 таможенных постов. К маю 1904 г. таможенная служба имела четкую структуру и систему управления. В таможенном отношении территория Приамурского генерал-губернаторства делилась на три района:

  • Забайкальский, включивший Кяхтинскую и Сретенскую таможни;
  • Амурский, в который входили Николаевская таможня, Хабаровская, Лахасусская и Иманская таможенные заставы;
  • Заамурский, имевший в своем составе Владивостокскую и Маньчжурскую таможни; Пограничную, Посьетскую, Хунчунскую, Абагатуйскую, Хилкотайскую, Борзянскую, Акшинскую и в Сосновой пади таможенные заставы; Платоно-Александровский и Полтавский переходные пункты; Ново-киевский, Славянский, Барабашевский, Никольский, Шкотовский и Владимиро-Александровский таможенные посты.

Первые два района возглавлялись таможенными ревизорами, местом жительства которым были определены Иркутск и Хабаровск.

Временная реставрация порто-франко в мае 1904 г. не повлекла свертывания таможенной службы, которая сохранила свой состав и инфраструктуру.

После второй и окончательной отмены порто-франко в 1909 г. таможенная служба начинает функционировать в полном объеме. Ее развитие шло на фоне общего экономического подъема России. В этих условиях правительство предприняло целый ряд мер, направленных на развитие таможенной службы на дальневосточной окраине.
Законом 2 мая 1909 г. были отпущены дополнительные средства на организацию таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях Иркутской губернии. Таможенные учреждения, расположенные на территории Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области, были объединены в один Приамурский таможенный округ с центром во Владивостоке. На должность его начальника назначен Сергей Николаевич Латкин. В июне 1910 г. ликвидирован последний островок порто-франко – таможенное обложение товаров введено на Камчатке и Сахалине. В 1911-1912 гг. рядом законодательных актов предусматривались меры для охраны морского побережья Приморской области от контрабандного водворения иностранных, преимущественно японских товаров.
В 1912 г. Приамурский таможенный округ был упразднен. Координацию действий таможенных учреждений на Дальнем Востоке осуществляли Читинский, Хабаровский и Владивостокский таможенные инспекторы. Законом 29 июня 1914 г. вновь увеличивались кредиты на устройство таможенного надзора по морскому побережью Приморской области и границам с Кореей, Китаем и Монголией. К существовавшим добавились новые таможенные учреждения: 7 таможенных постов в Хабаровском таможенном участке, 2 заставы и 21 таможенный пост – во Владивостокском. К середине 1915 г. в составе Хабаровского и Владивостокского таможенных участков действовало 94 таможенных учреждения. С такой структурой таможенной службы таможня Дальнего Востока подошла к 1917 г.

За полтора столетия таможня на Дальнем Востоке не раз переживала периоды расцвета и упадка. В новые времена бурное развитие дальневосточной таможенной службы пришлось на начало 90-х годов прошлого века.

7 августа 1990 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 182 было создано Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР.

Сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории региональным управлением Федеральной таможенной службы. Регионом деятельности ДВТУ является территория Дальневосточного федерального округа и акватория вод территориального моря Российской Федерации, омывающего берега ДФО. Площадь региона деятельности ДВТУ составляет 6,2 млн. кв. км.

Протяженность государственной границы: 2 614 км сухопутной и до 23 000 км морской (с акваторией по Северному Ледовитому океану).

В состав ДВТУ входят 12 таможен (Дальневосточная оперативная таможня, Биробиджанская, Благовещенская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Уссурийская, Хабаровская, Хасанская) и 49 таможенных постов.

В регионе деятельности ДВТУ находятся 63 пункта пропуска: 33 морских, 9 воздушных, 10 смешанного типа, 6 автомобильных, 4 железнодорожных, 1 речной.

В Дальневосточном федеральном округе созданы 2 особые экономические зоны: особая экономическая зона на территории Магаданской области и портовая особая экономическая зона на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Усилия дальневосточных таможенников направлены на решение важных государственных задач: содействие внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета, защита экономической безопасности страны, борьба с таможенными правонарушениями и преступлениями.

Из истории таможенных органов на Дальнем Востоке

Хранители славных традиций таможенной службы Дальнего Востока

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии (Вф РТА) состоялась презентация документальных сборников о дальневосточных таможенных органах из серии «Таможня на Тихом океане», приуроченных к 110-летию таможенной службы на Дальнем Востоке. В презентации приняли участие начальник кадровой службы Дальневосточного таможенного управления Александр Жестилевский; проректор Российской таможенной академии - директор Владивостокского филиала Российской таможенной академии Сергей Ерошенко; декан юридического факультета Вф РТА Борис Сторожевых; доктор исторических наук, заведующая кафедрой Вф РТА Наталья Беляева; начальник редакционно-издательского отдела Вф РТА Лидия Стрикаускас; кандидат исторических наук, руководитель Учебно-методического центра таможенного обеспечения охраны природы Вф РТА Сергей Ляпустин; кандидат исторических наук, заместитель по научной работе директора Российского государственного исторического архива Дальнего Востока Наталья Троицкая; доктор исторических наук, профессор Сахалинского государственного университета Михаил Высоков; доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Дальневосточного государственного университета Элеонора Ермакова; доктор исторических наук, заместитель директора зональной научной библиотеки Дальневосточного государственного университета Ольга Еланцева; кандидат исторических наук, заведующая кафедрой Морского государственного университета им. Невельского Людмила Шепотько и др. Сегодня сформировался устойчивый интерес не только к истории таможенного дела как такового, но и к истории отдельных таможенных учреждений, превратив ее в важный фактор воспитания профессиональных таможенников. Формирование интереса к так называемой таможенной истории – феномен последнего десятилетия. Его появление обусловлено целым рядом факторов, среди которых не последнюю роль играет возрастание роли таможенной службы как важнейшего института государства, возвращение России к приоритетам протекционизма, ее вхождение в систему мирового таможенного сотрудничества. Как сообщила доктор исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии Наталья Беляева, развитие системы таможенных органов и приход в нее значительного количества новых людей поставили задачу возрождения традиций отечественной таможенной службы, в определенной мере утраченных в годы монополии внешней торговли. Первые научные труды по таможенной тематике, авторами которых были преподаватели Российской таможенной академии и сотрудники таможенных органов, были изданы в середине 90-х годов ХХ столетия. На этом фоне отсутствие материалов по истории таможен Дальневосточного региона выглядело удручающе. В 1999 году (в период подготовки к празднованию двух важных для Дальнего Востока и хронологически совпавших дат: 100-летия таможенной службы на Дальнем Востоке и Восточного института – родоначальника высшего профессионального образования на самой восточной окраине страны) родился замысел создания документальных публикаций по истории таможенных учреждений региона. Объединяющим таможенников и историков звеном стал Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ), который к этому времени завершал перемещение своих фондов из Томска во Владивосток. Наличие в городе уникального архива – хранилища документов всех существовавших в первой четверти ХХ столетия на территории Приамурья таможенных учреждений – создавало предпосылки для рождения перспективного и актуального проекта. Но его воплощение стало возможным лишь благодаря «человеческому фактору» – заинтересованности архивистов во главе с директором Российского государственного исторического архива Дальнего Востока Александром Тороповым, таможенников и ученых во главе с начальником Владивостокского филиала Российской таможенной академии Виктором Горчаковым и ныне покойным начальником Дальневосточного таможенного управления Виталием Кирсановым. Первый сборник документов и материалов «Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке. 1899–1925. Документы и материалы» был опубликован в год столетия таможенной службы и отражал разнообразные сюжеты таможенной истории региона. Уже в процессе работы над выявлением, систематизацией документов и подготовкой рукописи сложился постоянный авторский коллектив сотрудников Владивостокского филиала Российской таможенной академии и Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, силами которых проект продолжает развиваться на протяжении вот уже 10 лет. В 2002 году идея документальных публикаций нашла более четкое оформление — они были объединены в серию «Таможня на Тихом океане: документы и материалы». Первый выпуск новой серии документальных публикаций был посвящен Благовещенской таможне, одной из старейших в дальневосточном регионе. В последующие годы были подготовлены и изданы выпуски по истории Хабаровской (2004), Сахалинской (2005), Владивостокской (2007) таможен. В 2008 году серия пополнилась сборником документов по истории таможенной службы в Забайкалье. В 2010 году во Владивостокском филиале Российской таможенной академии планируется к изданию исследовательская работа о деятельности таможенных органов на территории современной Еврейской автономной области, подготовленная начальником кинологического отдела Биробиджанской таможни Владимиром Шевченко. Основу сборников составили архивные документы из фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, многие из которых до сих пор по объективным причинам все еще недоступны исследователям. В сборниках серии «Таможня на Тихом океане» полностью или в извлечениях опубликованы более 500 документов, отражающих разные стороны жизни таможенных учреждений и таможенников. Большую часть из них составляют материалы законодательства и таможенного делопроизводства. Составители сборников сохранили все лексическое особенности официального языка эпохи, снабдив в необходимых случаях текст справочными материалами и комментариями. Подобранные составителями документы позволяют выделить основные вехи в становлении и развитии старейших таможен дальневосточного региона; познакомиться со спецификой их деятельности, с проблемами и сложностями, с которыми командированные из центральных губерний России и Царства Польского таможенники сталкивались на далекой окраине. Значительная часть материалов рисует повседневную жизнь таможенников, которая протекала в заботах не только о благе и безопасности государства, но и о воспитании и образовании детей, пенсиях, решении бытовых проблем, стремлении к профессиональному и карьерному росту.

Отдельный сюжет, прослеживающийся по материалам всех таможен, — борьба с контрабандой, которая на Дальнем Востоке была не только преступным деянием, доходным промыслом, но и образом жизни значительной части приграничного населения. Вошедшие в сборники документы открывают перед нами не только историю таможни как одного из важнейших институтов государства, но и историю тех самых «незамечательных» людей, чья трудовая деятельность требовала специальных знаний, навыков и умений, и которые сами несли груз ответственности и были связаны с весьма закрытой и жесткой системой таможенного ведомства. Серия сборников документов, объединенных под общим названием «Таможня на Тихом океане» – на сегодняшний день единственный в России, а потому уникальный проект. История таможенного дела предстает на страницах этих сборников не только как история таможенных учреждений, но и история людей, исполнявших свою службу на «далекой окраине» страны.

Серия «Таможня на Тихом океане» пользуется спросом и профессиональных историков, и любителей. На основе документов из сборников серии «Таможня на Тихом океане» подготовлена преподавателями ведомственных вузов - Владивостокского филиала Российской таможенной академии, Хабаровского пограничного института ФСБ России и Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России - и в конце этого года в свет выйдет монография «Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX веков».

Отделение по связям с общественностью ДВТУ

Пашковская таможня

Точной даты образования Пашковской таможни, ввиду отсутствия в областном архиве дел этого учреждения, установить не удалось. Первым упоминанием является выписка инспектора Хабаровского таможенного участка из утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года расписания числа таможенных досмотрщиков и стражников и сумы на их содержание.

Пашковской таможенной заставе, а именно в таком статусе она действовала с момента создания и до 16 марта 1923 года, когда стала таможней III разряда, была определена численность досмотрщиков и стражников в 14 человек. Их годовое содержание составляло 7762 рубля: с окладом годового содержания в 564 рубля – 5 чел; в 450 рублей – 7 чел; в 396 рублей – 2 человека. С учетом должностей управляющего заставой, его помощника, надзирателя общая численность таможенных служащих могла составлять 18 человек.

В функции заставы, а затем и таможни III разряда входили: пропуск пассажиров, их личных вещей и багажа, а также простейших товаров, не требующих технической экспертизы; оформление речных судов, совершающих международные рейсы; взимание таможенных платежей и ведение дел по контрабанде; клеймение товаров импортного производства, выпущенных в свободное обращение после таможенной очистки; охрана государственной границы до передачи этой функции органам ГПУ в ноябре 1922 года ( постановление ВЦИК от 06.11.1922 г; приказ ГПУ № 252 –22 г) [1].

При попытках незаконного перемещения товаров и тогда контрабандисты шли на всевозможные ухищрения. В делах имеется рапорт управляющего Пашковской таможенной заставы на имя Инспектора Хабаровского таможенного участка о такой попытке (текст оригинала): 3 сентября 1914 года на переходном пункте у проносителей-китайцев задержаны 26 полотенец; 96 пар мужских и 24 пары детских носков японского производства; 12 аршин черной китайской ткани и 63 мотка шерсти; каковые товары были скрыты в трех одеялах под видом стежки [2]).

С момента образования и до вхождения территорий будущей Еврейской автономной области в состав буферной Дальне-Восточной республики подчинялся Инспектору Хабаровского таможенного участка, находясь в оперативном подчинении (согласно табеля срочных донесений) Благовещенской таможни. В оперативном подчинении заставы в свою очередь находился Раддевский таможенный пост.

В связи с созданием на территории Амурской области отдела по управлению таможенными учреждениями на ее территории ( пленарное заседание Областного Исполнительного комитета 29 апреля 1920 года, протокол № 14) и последующего создания Благовещенского таможенного участка (приказ Народно-Революционного комитета № 7) вошел в его состав[3]. В делах имеется приказ Благовещенского таможенного инспектора от 9 ноября 1922 года № 105 о назначении делопроизводителя 3-го разряда Пашковской таможенной заставы Игнатия Герасимовича Ильиных помощником управляющего заставы.

После передачи функций охраны государственной границы от таможенных учреждений в ведение органов ГПУ, а также в связи с жесткой политикой государства, когда любая внешнеторговая сделка должна была получить разрешение в Народном Комиссариате Внешней Торговли, чьи лицензионные отделения размещались лишь в городах Чите и Владивостоке, вся внешняя торговля через мелкие пункты пропуска практически прекратилась. Таможенные органы стали заниматься только конфискационным делопроизводством по контрабанде. Численность таможен и постов стала сокращаться.

Распоряжением № 2235 от 21 марта 1923 года Инспектора Благовещенского таможенного участка (во исполнение постановления Дальне-Восточного Революционного Комитета от 10.02.1923 года, протокол заседания № 22 « О новых штатах таможенных учреждений» штат Пашковской таможни III разряда был определен в 7 человек: управляющий таможней -1; контролер -1; делопроизводитель -1; старший таможенный стражник -1; таможенный стражник I разряда – 1; таможенный стражник II разряда -2 [4] .

Постановлением Дальбюро ЦК РКПб от 16.02.1923 года № 7 в таможнях III разряда вводился институт комиссаров[5]. Первым комиссаром Пашковской таможни был Мельников.

В 1923 году управляющим таможни назначается Дворжицкий М.С. – приказ Инспектора Благовещенского таможенного инспектора № 91 от 23.04.1923 года. В последствии в соответствии с проводимыми в то время принципами руководства таможенными учреждениями членами партии на основании распоряжения начальника Дальне-Восточного таможенного округа было произведено замещение должностей управляющих таможнями III разряда комиссарами последних. Бывших управляющих назначили контролерами, как опытных специалистов[6].

Приказом № 236 от 01.11.1923 года назначались:

- управляющий Пашковской таможней Дворжицкий Мечислав Степанович – контролером таможни;

- комиссар Пашковской таможни Клетченко Иван Борисович – управляющим Пашковской таможни.

Отсутствие товаров первой необходимости на рынке или их неоправданно высокие цены толкали жителей приграничных населенных пунктов на незаконный переход границы и закупку товаров в Китае. Штрафы достигали огромных сумм, но взыскивалось лишь несколько процентов. Вот и проводились тогда «ударники» по взысканию таможенных недоимок. В приказе № 22 от 16.02.1925 года в Пашковскую таможню для усиления этой работы высылались 2 сотрудника с Димской (Поярковской) таможни. Это последнее упоминание в документах о деятельности таможни[7]. Пашковская таможня была упразднена до 1 сентября 1925 года, так как в списке таможенных учреждений образованного Дальне-Восточного отделения Главного таможенного управления по состоянию на 1 сентября 1925 года уже не значится.

Продолжателем тех традиций в настоящее время является пункт пропуска Пашково Биробиджанского таможенного поста Биробиджанской таможни, который пережил и работу в конце 90 годов прошлого столетия, и закрытие, и вновь возродился.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] ГА ЕАО Ф. Р-29. Оп. 1. Д.6. Л. 126-127.

[2] Там же. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 3. Л. 106.

[3] Там же. Д. 14. Л.123.

[4] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 6. Л.163.

[5] Там же. Ф. Р-30. Оп. 1. Д. 1. Л. 144.

[6] Там же. Д. 3. Л. 181.

[7] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 12. Л. 64.

Из истории Михайло-Семеновской таможни

Дату образования Михайло-Семеновской таможни по документам архива установить точно не удалось, но ее деятельность началась не позднее 1909 года. Подтверждением служат два факта: акт о приеме дел и должности управляющим Григорьевым Н.И., где упоминается, что переданы архивные дела таможни с 1909 по 1923 год[1]; назначение в 1909 году надзирателем Михайло-Семеновского поста, а именно в таком статусе было создано это учреждение, титулярного советника Каллистова с 1 июня 1909 года ( приказ по Департаменту таможенных сборов от 1 июня 1909 года № 21).

Согласно выписке из утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года расписания числа таможенных досмотрщиков и стражников Михайло-Семеновскому таможенному посту было определено 8 ставок этой категории таможенных служащих. С учетом должностей управляющего постом ( надзирателя) штатная численность поста могла быть не менее 9-10 человек.

Интересный документ был обнаружен в деле за 1924 год – чистая оборотная сторона заявления китайского подданного о ввозе товаров была использована для рапорта, а вот на лицевой стороне указывалось, что завезены товары:

- туфли китайские - 8 кип - 48 пудов - 258 рублей;

- одеяла китайские - 6 кип - 41 пуд - 400 рублей;

- банки стеклянные - 5 ящиков - 26 пудов - 50 рублей;

- материя крашенная - 10 кип - 62 пуда -200 рублей;

- ткань белая - 20 кип - 135 пудов - 1800 руб.;

- ткань китайская - 31 тюк -177 пудов - 1500 руб.

Досмотрено и выпущено 13 декабря 1912 года по книге беспошлинных товаров. Надзиратель Михайло-Семеновского поста. Подпись.

Тогда действовала 50 верстная пограничная полоса, в которую товары для внутреннего потребления ввозилась беспошлинно. При отправке за ее пределы требовалось уплатить все таможенные сборы.

Когда пост получил более высокий статус таможенной заставы по имеющимся в настоящее время документам установить не удается, но это произошло в период с 1916 по 1917 год [2].

В функции заставы, а затем и таможни III разряда входили: пропуск пассажиров, их личный вещей и багажа через границу, а также оформление простейших товаров, не требующих технической экспертизы; оформление речных судов, совершающих международные рейсы и проверка судов, на внутренних (каботажных) рейсах, с целью исключения перевозки неоформленных в таможенном отношении и запрещенных к перемещению товаров; взимание таможенных платежей; ведение дел по контрабанде; клеймение товаров импортного производства, выпускаемых в свободное обращение после таможенной очистки; охрана государственной границы - до передачи ее в ноябре 1922 года в ведение ГПУ

С момента создания и до 1920 года учреждение находилось в подчинении Инспектора Хабаровского таможенного участка (находившегося в г. Хабаровске), а созданием Дальне-Восточной республики с 31 августа 1920 года вошла в состав созданного в г. Благовещенске Амурской области Благовещенского таможенного участка.

До 22 марта 1923 года в штате таможни состояла первая женщина – служащая таможенных органов на территории будущей автономии, это была Хохлачева Таисия Карповна, чьей главной обязанностей было проводить личный досмотр женщин пассажирок. В роли контрабандистов выступали и женщины, которые на теле под одеждой перемещали всевозможные товары, от плоских жестяных банок со спиртом до пряжи и тканей.

16 марта 1923 года Михайло-Семеновская таможенная застава получила статус таможни III разряда со штатом в 9 человек: управляющий -1; контролер -1; делопроизводитель - 1; старший таможенный стражник – 1; таможенный стражник I разряда – 2; таможенный стражник II разряда – 3 человека [3] .

Для партийного руководства таможенными органами в таможнях вводится институт комиссаров – постановление Дальбюро ЦК РКПб от 16.02.1923 года № 7. А затем в соответствии с проводимыми принципами управления таможенными учреждениями партийными сотрудниками на основании распоряжения начальника Дальне-Восточного таможенного округа было произведено замещение должностей управляющих таможнями III разряда комиссарами последних.

В 1925 году на Михайло-Семеновскую таможню ввиду наличия в населенном пункте ветеринарного пункта был возложен пропуск домашнего скота и мясных продуктов на участке от села Радде до села Луговое, протяженностью почти 400 верст [4] .

В связи с реорганизацией и упразднением Благовещенского таможенного участка все таможенные учреждения, входившие в его состав с 1 июня 1925 года вошли в подчинение Благовещенской районной таможни (приказ начальника Дальне-Восточного таможенного округа № 26 от 1 июня 1925 года).

Приказом Дальне-Восточного отделения Государственного Таможенного управления № 44 от 1 сентября 1925 года штат таможни был определен в 5 человек: управляющий - 1; помощник управляющего -1; делопроизводитель -1; помощник корабельного смотрителя I разряда – 1; помощник корабельного смотрителя II разряда -1.

Для того, чтобы представить в каких условиях работали тогда таможенники, достаточно привести такой факт: на 15 февраля 1925 года общая площадь занимаемых таможней помещений равнялась 61,8 квадратных саженей (1 сажень -1,8 метра), из которых под канцелярией, конюшней и пакгаузом находилось 38,81 кв.сажени; жилая комната управляющего Приходько П.Г. ( жена и сын) – 5,64 кв. сажени; контролер Григорьев Н.И. ( жена) – 5,64 кв.сажени; помощник корабельного смотрителя Баламутов А.Б. (жена) – 1,83 кв.сажени. А из технических средств контроля на 1 октября 1926 года числилось: щуп железный, спиртометр, железный метр и посуда с делениями для измерения объема жидкостей. На посту имелось 6 винтовок японского образца и 680 патронов к ним [5] .

В связи с жесткой централизацией внешней торговли и тем, что на любой товар, ввозимый или вывозимый за границу требовались лицензии и разрешения, выдаваемые отделениями Народного Комиссариата Внешней и Внутренней Торговли, чьи представительства находились только в Чите и Владивостоке – приграничная торговля, ранее широко распространенная сошла практически на нет.

Приказом Благовещенской районной таможни от 15.12.1927 года № 184 штат таможни сократился до трех человек: управляющий -1; помощник управляющего -1; помощник заведующего складами -1[6]. Район деятельности таможни был определен от с. Венцелево до с.Забелово, расстояние вдоль Амура - 195 верст, до линии железной дороги – 125 верст [7] .

Ухудшились отношения и с сопредельным Китаем, а после событий на Китайско-Восточной железной дороге накалились до предела. Стали закрываться последние действующие таможенные учреждения.

Распоряжением Дальневосточного отделения Главного таможенного управления от 22 мая 1928 года № 13135 Михайло-Семеновская таможня была упразднена, ее имущество передавалось в Хабаровскую таможню, а ее управляющий назначался управляющим Усть-Сунгарийской таможенной брандвахты – последнего таможенного учреждения того времени на территории еще будущей Еврейской автономной области. Но история на этом не закончилась. Продолжателем славных традиций является сейчас Нижнеленинский пункт пропуска Амурзетского таможенного поста Биробиджанской таможни.

Руководители учреждения:

1914 год управ. Сендульский Стахий 01.05.17 года

Арсеньевич, коллежский

секретарь

15.06.17 г. управ. Лавринович, коллежский

секретарь ???

??? управ. Калиновский Мефодий 16.03.23 года

Никитович

03.04.23 г. управ. Григорьев Никанор 20.12.23 года

Ильич

комиссар Приходько Павел

Гаврилович

21.12.23 г. управ. Приходько Павел 22.10.27 года

Гаврилович

23.10.27 г. управ. Луговской Аким 22.05.28 года

Калиныч

Список личного состава Михайло-Семеновской таможни

на 01.05. 1923 года

№№

п/п

Ф.И.О.

Должность

Год

рождения

Образование

Партий-

Ность

Соц. про-

исхождение

1.

Григорьев

Никанор

Ильич

Управляющий

1887

2-х классная

школа

б/п

из

крестьян

2.

Бодиско

Владимир

Андреевич

Контролер

1880

5 семестр.

Москов.

Университ.

б/п

из

служащих

2.

Приходько

Павел

Гаврилович

Комиссар

1898

2-х

классная

школа

Член

РКП

из

крестьян

3.

Багаев

Иван

Семенович

Делопроизводи

тель

1896

2-х

классная

школа

б/п

из

крестьян

4.

Бабушкин

Гавриил

Никитович

Там.

стражник

1885

2-х

классная

школа

б/п

из

крестьян

5.

Гарковенко

Афанасий

Иванович

Там.

стражник

1889

домашнее

б/п

из

крестьян

6.

Сологуб

Антон

Сафронович

Там.

стражник

1876

домашнее

б/п

из

крестьян

7.

Аксенов

Тихон

Михайлович

Там.

стражник

1890

малограмотный

Член

РКП

из

крестьян

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] ГА ЕАО Ф. Р-30. Оп. 1. Д.2. Л. 18.

[2] Там же. Д. 7. Л. 173.

[3] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 6. Л. 163.

[4] Там же. Ф. Р-30. Оп.1. Д.9. Л.89.

[5] Там же. Д. 7. Л. 62-64.

[6] Там же. Д. 18. Л. 34.

[7] Там же. Д. 18. Л.82.

Екатерино-Никольская таможня

Датой образования Екатерино-Никольской таможни считается 1909 год, так как на особом совещании об учреждении таможенных постов в Амурской области, произошедшем 26 декабря 1908 года было предложено к проектированным уже пунктам добавить посты в станице Екатерино-Никольской [1] и на острове против устья реки Сунгари. Еще одним подтверждением служит приказ № 21 от 1 июня 1909 года по Департаменту таможенных сборов, которым управляющий Лахасуской таможенной заставой титулярный советник Гусликов назначался управляющим Екатерино-Никольской таможенной заставой, а помощник управляющего Лахасуской заставой титулярный советник Лукъянский -помощником управляющего.

Согласно выписке из расписания таможенных досмотрщиков и стражников, утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года, заставе выделялось 14 штатных [2] единиц с годовым содержанием в 6594 рубля, при чем с годовым окладом: в 564 рубля – 4 человека; в 450 рублей – 7 человек; и 396 рублей – 3 человека. Распоряжением инспектора Хабаровского таможенного участка от 20 июня 1914 года заставе были добавлены еще 2 штатные должности досмотрщиков. Общая численность личного состава таможенного учреждения с учетом должностей управляющего, его помощника, а также канцелярского служащего могла составлять 18-20 человек.

В функции таможенного органа входило: охрана государственной границы; досмотр и пропуск пассажиров, их личных вещей и багажа; оформление простейших товаров, не требующих технической экспертизы; оформление речных судов и барж (плотов) совершающих как международные, так и внутренние (каботажные рейсы); взимание таможенных платежей и ведение дел по контрабанде; клеймение товаров импортного производства выпущенных в свободное обращение.

С момента создания и до апреля 1920 года таможенная застава находилась в подчинении инспектора Хабаровского таможенного участка. С образованием буферной Дальневосточной республики, с 22 апреля 1920 года постановлением областного исполнительного Комитета (протокол № 19) все таможенные учреждения, расположенные на территории Амурской области (станица Екатерино-Никольская входила тогда в состав Завитинского уезда Амурской области), вошли в состав созданного в г. Благовещенске таможенного участка. Первым инспектором Благовещенского таможенного участка приказом Народно-Революционного Комитета от 1.04.1920 года № 7 был назначен т. Кочетков [3] .

До этого, весь 1918 год и первую половину 1919 года деятельность всех таможенных органов была парализована, а имущество и склады с конфискованными товарами некоторых постов и застав было разграблено. Население при пересечении границы отказывалось платить таможенные платежи пользуясь неразберихой и частой сменой власти.

О характере деятельности таможенных учреждений в то время можно судить по отчету управляющего заставой за 1922 год:

- составлено досмотровых очисток по словесным заявлениям -129;

- вывоза товаров в текущем году не было;

- ценность ввезенных товаров – 4614 рублей;

- взыскано таможенных сборов -514 рублей ( в т.ч. таможенной пошлины -189 рублей, прочих сборов -325 рублей;

- число выбывших по легимитационным билетам -3174 чел.;

- 14 случаев задержания при досмотре (в том числе задержано опия весом 2 пуда 18 фунтов ( 1 фунт -430 грам.) на сумму 945 рублей и 80 копеек.

С декабря 1922 года охрана государственной границы была передана от таможенных органов в ведение ГПУ, но все дела по контрабанде товаров и взысканию штрафов остались в ведение таможенных учреждений [4] .

В связи с изменением функций таможенных органов началась штатная реорганизация. Постановлением Дальне-Восточного Революционного Комитета от 10 февраля 1923 года ( протокол заседания № 22) Екатерино-Никольская таможенная застава получила с 16 марта статус таможни III разряда со штатом в 10 человек: управляющий -1; контролер -1; дело-производитель 1; старший таможенный стражник- 1; таможенный стражник I разряда -2; таможенный стражник II разряда – 4 [5] .

Для партийного руководства в марте этого же года в таможни III разряда был введен институт комиссаров. Затем в соответствии с принципом возглавления таможенных учреждений партийными сотрудниками на основании распоряжений начальника Дальне-Восточного таможенного округа было произведено замещение должностей управляющих таможнями III разряда комиссарами последних, а управляющие назначались в качестве специалистов-контролерами. Приказом № 236 от 01.11.1923 года управляющий Екатерино-Никольской таможни Тяптев Т.Е. назначался контролером таможни, а комиссар Пшеничников М.А – управляющим [6] .

Ввиду тяжелого материального положения населения приграничных районов, отсутствия или дороговизной товаров в продаже, жители продолжали активно заниматься незаконным ввозом товаров. Только в 1922 году были начислены штрафы за привоз контрабандных товаров на сумму 3991 рублей золотом, а взыскать удалось лишь 137 рублей. Многие дела тянулись по несколько лет ввиду отсутствия средств у должников. Пришлось часть долгов списывать. Основной работой стало ведение конфискационных дел, проведение аукционов по продаже имущества, изъятого в счет погашения долга.

В 1925 году Благовещенский таможенный участок преобразовывается в Благовещенскую районную таможню I разряда с подчинением ей всех таможенных учреждений бывшего таможенного участка (приказ начальника Дальневосточного таможенного округа № 26 от 1 июня 1925 года). Штат таможни уменьшен до 5 человек: управляющий – 1; помощник управляющего -1; делопроизводитель- 1; помощник корабельного смотрителя I разряда -1; помощник корабельного смотрителя II разряда – 1 [7].

В виду тяжелого материального положения СССР, введением режима строжайшей экономии на содержание государственного аппарата, ухудшением обстановки на китайской границе стали закрываться последние таможенные учреждения, через которые не совершались внешнеторговые операции.

12 ноября 1926 года в Михайло-Семеновскую таможню поступила телеграмма от управляющего Благовещенской районной таможни Макарова о выезде в Екатерино-Никольскую таможню для ликвидации и составления акта. Все казенное имущество и материалы, делопроизводство надлежало принять в Михайло-Семеновскую. Приказом № 185 от 17 ноября 1926 года Благовещенской районной таможни (на основании отношения Дальневосточного отделения Государственного таможенного управления № 7-36-2 от 09.11.26 года) Екатерино-Никольская таможня упразднялась с 24.11.1926 года. Управляющий Демьянюк А.Ф. и заведующий делопроизводством Стерлядев С.Г были уволены за штат [8].

Руководители таможенного органа

- с 01.06.1909 г. Титулярный советник Гусликов -до 01.03.1911 г.

- с 01.03.1911 г. Губернский секретарь Мильский - до 04.10.1913 г.

Василий Константинович

- с ??? . 1921 г. Бодиско Владимир Андреевич - до 25.01.1923г.

с 25.01.1923 г. Григорьев Никанор Ильич - до 15.03.1923 г.

с 16.03.1923 г. Тяптев Тихон Ефимович -до 01.11.1923 г.

с 01.11.1923 г. Пшеничников Матвей Антонович - до 23.05.1925 г.

с 23.05.1925 г. Шереметьев Яков Тимофеевич - до 01.02.1926 г.

с 01.02.1926 г. Лапардин Николай Иннокентьевич[9] - до 09.07. 1926 г.

с 23.07.1926 г. Демьянюк Александр -до 24.11.1926 г.

Федорович.

Список личного состава Екатерино-Никольской

таможни III разряда на 01.01.1923 года

№№

п/п

Ф.И.О

Год

рожд.

Должность

Стаж в

там.орг.

Образование

Партий

ность

1.

Тяптев

Тихон

Ефимович

1893

Управляю-

щий

с 01.05.

1918 г.

городское

2-х классное

Училище

б/п

2.

Пшеничников

Матвей

Антонович

1899

Комиссар

с 05.05.

1920 г.

2-х классная

сельская

школа

член

РКП

3.

Суков

Геннадий

Алексеевич

1883

делопроизво-

дитель

с 05.08.

1912 г.

Домашнее

б/п

4.

Стафеев

Василий

Петрович

1882

пом. смотри-

теля складов I разряда

с 01.06.

1922 г.

5 классов

реального

училища

б/п

5.

Малышев

Василий

Федорович

1878

пом. смотри-

теля складов

II разряда

с 20.02.

1923 г.

2-х классная

сельская

школа

член

РКП

6.

Куделя

Афанасий

Иванович

1885

пом. смотри-

теля складов

III разряда

с 09.06.

1911 г.

2-х классная

сельская

школа

член

РКП

7.

Балбышев

Иван

Михайлович

1894

пом. смотри-

теля складов

III разряда

с 18.10.

1923 г.

2-х классная

сельская

школа

канд.

члены

РКП

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] Там же. Выпуск 1. С.16.

[2] ГА ЕАО. Ф. Р-41. Оп. 1 Д. 1 Л. 31. 31 об.

[3] Там же. Ф. Р-41. Оп.1 Д.14. Л.123.

[4] Там же. Ф. Р-29. Оп.1 Д.6. Л.125.

[5] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д.6. Л.168.

[6] Там же. Ф.Р-30. Оп. 1. Д. 3. Л. 181.

[7] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 12. Л. 184

[8] ГА ЕАО Ф. Р-30 Оп. 1. Д.15. Л.6.

[9] ГА ЕАО Ф. Р-29. Оп. 1 Д. 23 Л. 13

Забеловский таможенный пост

История деятельности этого таможенного поста до настоящего времени является менее всего изученной и к тому же самой трагичной. Документов, напрямую относящихся к работе Забеловского таможенного поста в государственном архиве Еврейской автономной области нет, поэтому общая картина составлена из упоминаний о нем в делах других таможенных учреждений.

Первым официальным документом является выписка[1] из утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года расписания числа таможенных досмотрщиков и стражников и сумм на их содержание, где посту отведено 12 ставок этой категории служащих с годовым содержанием: в 564 рубля -4чел.; в 450 рублей – 5 чел.; в 396 рублей -3человека.

В рапорте помощника инспектора Хабаровского таможенного участка Н.Н. Котлова упоминается факт постройки для поста дебаркадера таможенной брандвахты, который должен был 7 июня 1913 года с буксиром отправлен к месту назначения. Находился ли она на посту постоянно или по окончанию навигации последним пароходом перевозилась как дебаркадер Усть-Сунгарийской брандвахты в затоны г. Благовещенска или г. Хабаровска пока неясно [2].

В функции поста входило: пропуск через границу пассажиров, их вещей и багажа; пропуск простейших товаров, не требующих технической экспертизы; взимание таможенных платежей и борьба с контрабандой; ведение конфискационных дел; охрана государственной границы.

Контрабандисты при перемещении через границу товаров и тогда шли на любые ухищрения. Департамент таможенных сборов в одном из своих циркуляров, рассылаемых по учреждениям в целях накопления данных о местах сокрытия, информировал: «Забеловский таможенный пост донес, что 16.01.1915 года при осмотре у местных крестьян саней, на которых были уложены рыболовные принадлежности, было обнаружено, что в полозьях саней и трех поперечных креплениях снизу продолблены продолговатые отверстия, сохраняя в себе специально прикрепленные жестяные банки со спиртом, емкостью намного больше мерной бутылки. Таких помещений было обнаружено 7: по две в полозьях и по одной в поперечных креплениях. Отверстия были замаскированы тонкими досками»[3].

В донесении управляющего Хабаровской таможни А.В. Голубова от 16 августа 1913 года на имя начальника Приамурского таможенного округа отмечается: «Забеловский пост из 12 человек только справляется с обязанностями брандвахты и разъездами по реке, а о серьезной охране берега уже думать не приходиться[4], усиление поста людьми и отделение обязанностей поста от брандвахты во время навигации считаю настоятельной необходимостью».

Несмотря на свое название – Забеловский таможенный пост, с навигации 1916 года и все последующее время брандвахта поста находилась около села Верхнее-Спасского [5] перекрывая протоку Казакевича, соединяющую реки Амур и Уссури.

В ночь с 6 на 7 февраля 1919 года четверо досмотрщиков поста (Феодосий Потапов, Иван Шубин, Николай Силантьев, Матвей Гущин) попали во время разъезда по охране государственной границы на реке Амур в засаду, устроенную одной из банд контрабандистов и погибли, оружие и казенное обмундирование похищено. Управляющим поста были разосланы телеграммы по всем таможенным учреждениям с просьбой о материальной помощи семьям оставшихся без кормильцев по адресу: ст. Волочаевка Приморской области, Забеловский таможенный пост, Пазюричу[6].

С момента образования и до освобождения территории, на которой находился пост, от войск белого правительства генерала Молчанова в феврале 1922 года, входил в состав Хабаровского таможенного участка. С марта 1922 года и до ликвидации подчинялся управляющему Благовещенского таможенного участка, находясь в оперативном, финансово-кредитном управлении Хабаровской таможни. В приказе управляющего Хабаровской таможни от 9 марта 1923 года за № 73 допускаются следующие сотрудники по новым штатам, а именно: по Забеловскому таможенному посту – управляющий постом Андрей Мокеевич Дурасевич – управляющим же, досмотрщик Иван Машуков – старшим таможенным стражником, досмотрщик Давид Тихонов и Григорий Пукелов – таможенными стражниками I разряда, досмотрщик Петр Черкашин и гр. Алексей Дудевский – таможенными стражниками II разряда. Этим же приказом выводятся за штат с выплатой двухнедельного выходного пособия следующие сотрудники поста: досмотрщик Карп Суфи, Алексей Баранов, Николай Балохнин, Филип Конюшек, Емельян Щербань, Черевков[7].

Распоряжением № 2235 от 21 марта 1923 года управляющего Благовещенским таможенным участком на основании постановления Дальне-Восточного Революционного Комитета от 10.02.1923 года численность Забеловского таможенного поста определялась в 6 человек: управляющий постом -1; старший таможенный стражник -1; таможенный стражник I разряда -2; таможенный стражник II разряда -2 [8] .

Последнее упоминание о деятельности поста датируется июнем 1923 года, управляющим постом был в это время т. Шестриков. В описании таможенных постов, подведомственных Хабаровской таможни комиссар таможни Аврааменко указывал, что «Забеловский таможенный пост находится от г. Хабаровска в 60 верстах, в деревне Верхнее-Спасское, расположенной на берегу Амура, против которой вытекает Казакевичевская протока, служащая границей в юго-восточном направлении от В. Спасской до хутора Казакевического на протяжении 35-40 верст» [9].

В связи с жесткой централизацией внешнеторговой деятельности и необходимостью получения на любую партию товаров разрешений или лицензий в отделениях Народного комиссариата внешней торговли, а они размещались лишь в Чите и Владивостоке, вся местная торговля с сопредельным Китаем через небольшие пункты пропуска прекратилась. Началось закрытие постов и таможен в тех местах, где не было крупных транспортных узлов.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп. 1 Д. 1 Л. 31, 31 об.

[2]ТАМОЖНЯ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ. Документы и материалы. выпуск 1, С .41.

[3] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп. 1. Д.7. Л.3.

[4] Там же, выпуск 2, С.30.

[5] Там же. С.57.

[6] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп.1. Д.16. Л.15.

[7] ТАМОЖНЯ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ. Документы и материалы. выпуск 2.С.144-146.

[8] ГА ЕАО. Ф. Р-29. Оп. 1. Д.. Л. 163.

[9] ТАМОЖНЯ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ. Документы и материалы. Выпуск 2. С.148.

Венцелевский таможенный пост

Дел этого таможенного учреждения нет государственном областном архиве ЕАО и по строчкам в документах других застав и постов удалось собрать лишь несколько фактов о деятельности поста.

Первым упоминанием о Венцелевском таможенном посту является письмо министерства финансов от 14 октября 1914 года за номером 26636 в адрес Приамурского генерал-губернатора Николая Львовича Гондатти, в котором упоминалось о необходимости открытия ряда таможенных учреждений, в том числе и Венцелевского в составе Хабаровского таможенного участка [1].

Согласно архивным данным в 1901г. поселок Венцелевский насчитывал 111 дворов, имел 852 жителя обоего пола и превосходил по численности станицу Михайло-Семеновскую - центр станичного округа. В разное время несли службу досмотрщиками поста Антонов Константин, Акентьев Григорий, Зимин Иван, Карасев Александр, Карпов Яков, Красный Андрей. До 21 марта 1917 года управляющим поста был Чистяков, с 21 марта на эту должность был назначен Зырянов[2]. Последний управляющий поста – Козырев.

Телеграммой от 7 марта 1923 года Венцелевский пост упразднялся. Сотрудники через две недели подлежали увольнению, имущество передавалось на Благословенский таможенный пост.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

Благословенский таможенный пост

Благословенский таможенный пост был открыт намного позже всех. Это произошло скорее всего в конце 1918 – начале 1919 года. Так как дела этого таможенного учреждения отсутствуют в областном архиве, удалось обнаружить лишь несколько упоминаний о его деятельности.

Размещался пост в селе Благословенном, основанном корейцами принявшими православие и переселившимися из Приморья. Являлся центром Благословенской волости.

Распоряжением Благовещенского таможенного инспектора[3] от 21 марта 1923 года за № 2235 были введены новые штаты таможенных учреждений участка, по которому определялась следующая численность поста: управляющий -1; таможенный стражник I разряда -1, таможенный стражник II разряда -2; всего -4. В связи со свертыванием деятельности управляющему поста поступило предписание убыть в Михайло-Семеновскую таможню для ведения конфискационного делопроизводства. В делах Михайло-Семеновской таможни обнаружилась денежная ведомость на выдачу заработной платы, по которой управляющему Гредасову Дмитрию Васильевичу было выдано 40 рублей 64 копейки, а досмотрщикам II разряда Рыбакову Никите Алексеевичу, Тонких Алексею Артемьевичу, Петрову Александру Андреевичу, Шульц Григорию Леонтьевичу по 22 рубля 24 копейки каждому

Указанием от 3 августа 1923 года за № 607 предписывалось прекратить работу поста[4], казенное имущество передать в Екатерино-Никольскую таможню. Сотрудникам доводилось, что они могут подать прошение в Михайло-Семеновскую таможню о принятии их на должность стражников в Сунгарийскую брандвахту. Выезд за свой счет, как вновь принятым. Так бывшему стражнику Благословенского таможенного поста Петрову А.А. – отправиться в Сунгарийскую брандвахту без расходов казны, как вновь поступающему на должность помощника смотрителя складов Сунгарийской таможенной брандвахты.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] РГИА ДВ. Ф.702. Оп.1. Д.872. Л.109.

[2] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп.1. Д.12. Л.54.

[3] ГА ЕАО. Ф. Р-29. Оп.1. Д.6. Л.164

[4] ГА ЕАО. Ф. Р-30. Оп.1. Д.15. Л.441.

Раддевский таможенный пост

Ввиду отсутствия в областном архиве дел этого таможенного учреждения дату образования Раддевского таможенного поста точно установить не удалось. Первое упоминание датируется 1 июнем 1909 года: приказом № 21 по Департаменту таможенных сборов управляющий Пограничной таможенной заставой коллежский асессор Величковский (XIII чин по «Табелю о рангах») назначался надзирателем поста.

Согласно выписке из утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года расписания таможенных досмотрщиков и стражников посту определялось 6 штатных единиц с годовым содержанием: в 564 рубля -1; в 450 рублей -3; в 396 рублей – 1. С учетом должностей надзирателя численность личного состава на посту могла достигать 7 человек. Распоряжением инспектора Хабаровского таможенного участка от 29 июня 1914 года в связи с большим объемом работы посту было выделено еще 2 штатные должности досмотрщиков. Согласно архивным данным на посту в разное время проходили службу Феодосий Кундуш, Яков Бородин, Иван Бурцев, Григорий Каргин, Федор Мутин, Автоном Ударцев, Петр Плеченко.

Если Февральскую буржуазно-демократическую революцию приняли все служащие Департамента таможенных сборов, то после Октябрьской начались разброд и шатания. К марту 1918 года на дальневосточной границе сложилась тяжелейшая обстановка, целый ряд постов по постановлениям местных комитетов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов был закрыт. Их имущество и задержанные контрабандные товары были разграблены и розданы местным жителям. Таможенные учреждения на территории нынешней Еврейской автономной области разграблены не были, но после изъятия казаками оружия с застав и постов местные жители и китайцы перестали платить пошлины и свободно пересекали границу без предъявления товаров к осмотру. Деньги на содержание и выплату содержания поступали нерегулярно. Отдельные служащие отказывались выполнять работу по уходу за казенными лошадьми, нести сторожевую службу ночью.

С момента образования и до вхождения территорий будущей ЕАО в состав буферной Дальне-Восточной республики пост входил в состав Хабаровского таможенного участка с центром в г. Хабаровске, находясь в оперативном подчинении (согласно табеля срочных донесений) Благовещенской таможни.

В результате создания на территории Амурской области (а Раддевский станичный округ входил в состав Завитинского уезда области) Благовещенского таможенного участка (приказ Народно-Революционного Комитета № 7) пост вошел в состав его учреждений[1]. Распоряжением Благовещенского таможенного инспектора № 2235 от 21 марта 1923 года (во исполнение постановления Дальне-Восточного Революционного Комитета от 10.02.1923 года, протокол заседания № 22) штат поста определен в 5 единиц: управляющий -1; старший таможенный стражник -1; таможенный стражник I разряда -1; таможенный стражник II разряда -2 человека [2].

В функции поста входило: пропуск через границу пассажиров, их вещей и багажа; пропуск простейших товаров не требующих технической экспертизы; взимание таможенных платежей и борьба с контрабандой, ведение дел по конфискационным делам; охрана государственной границы до передачи ее в ноябре 1922 года органам ГПУ[3].

В связи с общим падением внешнеторгового оборота с Китаем и введением жесткого лицензирования вывоз и ввоз товаров в 1923 году фактически прекратился, начался процесс закрытия таможенных учреждений расположенных вне крупных транспортных узлов.Дату закрытия поста установить не удалось, но скорее всего это осень 1923 года, так как в 1924 году деятельность поста уже ни в одном документе не упоминается.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)


[1] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп. 1. Д.14. Л. 123.

[2] Там же. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 6. Л. 163.

[3] Там же. Д. 6. Л. 126.

Союзный таможенный пост

Союзный таможенный пост был создан в 1912 году. Подтверждением служит запись в примечаниях к донесению о привозе товаров в 1913 году: «за учреждением поста в 1912 году привоза товаров в предшествующем году не было»[1].

В выписке из утвержденного министром финансов 28 декабря 1912 года расписания числа таможенных досмотрщиков и стражников и сумм на их содержания по таможенным учреждениям Союзному таможенному посту выделялось 6 штатных единиц с окладами: в 564 рубля годового содержания -2 чел.; 450 рублей -3 чел.; 396 рубля – 1 человек. Распоряжением инспектора Хабаровского таможенного участка от 29 июня 1914 года были добавлены еще две должности досмотрщиков. С учетом должности надзирателя (управляющего постом) численность сотрудников могла составлять 9 человек.

О характере деятельности в дореволюционное время может служить отчет о деятельности поста за 1913 год, последнего спокойного перед войнами и смутами:

- пропущено через границу - 3787 человек;

- из них русских: мужчин - 2580, женщин - 624;

- китайцев: мужчин - 624; корейцев: мужчин - 1.

- проследовало пароходов с остановками в посту:

а) заграничного плавания – два, с выгрузкой груза пшеницы и ячменя в количестве 400 пудов на сумму 300 рублей;

б) русских каботажных -8 пароходов с разными грузами в 1930 пудов на сумму 4592 рубля, одна баржа.

- зарегистрирован 21 случай контрабанды;

- ввезено пограничными жителями беспошлинных товаров на сумму 1122 рубля 35 копеек; транзитных товаров не перевозилось[2].

26 августа 1918 года досмотрщики поста были разоружены местными казаками, станичный атаман обещал управляющему поста поднять этот вопрос на окружном съезде Амурских казаков, но на прошедшем с 5 по 7 февраля 1919 года съезде этот вопрос даже не обсуждался. Местное население перестало платить пошлину и другие сборы на товары при пересечении границы, было настроено против восстановления деятельности поста, к таможенным служащим относилось враждебно. С введением карточной системы и невозможностью содержать семьи на то денежное содержание, которое к тому же выплачивалось нерегулярно, досмотрщики поста стали увольняться. В своем донесении от 6 июля 1921 года управляющий постом докладывает Инспектору Благовещенского таможенного участка, что на посту остался всего один досмотрщик и граница не охраняется, так в разъезд он может послать только двоих. Пришлось срочно прикомандировывать служащих с других постов и таможен.

С момента образования и до вхождения территорий будущей ЕАО в состав буферной Дальне-Восточной республики пост относился к Хабаровскому таможенному участку с центром в г. Хабаровске, находясь в оперативном подчинении у Екатерино-Никольской таможенной заставы (в последствии таможни III разряда).

С созданием в Амурской области отдела по управлению таможенными учреждениями на ее территории (пленарное заседание Областного Исполкома 29 апреля 1920 года, протокол № 14) и последующего создания Благовещенского таможенного участка (приказ Народно-Революционного Комитета № 7) перешел в его подчинение[3].

После воссоединения ДВР с Советским Союзом против казачьего населения начался массовый террор: хутор Союзный, местечки Поликарповка, Помпеевка обезлюдели; практически все мужское население, как ранее принимавшее участие в белом движении, так и относившееся нейтрально, было расстреляно. С введением жестких мер по лицензированию всей внешнеторговой деятельности, передачи функций охраны государственной границы органам ГПУ, деятельность мелких постов свелась лишь к ведению дел по контрабанде и взысканию штрафов.

Распоряжением инспектора Благовещенского таможенного участка № 733 от 7 марта 1923 года Союзный таможенный пост был упразднен: служащие через две недели подлежали увольнению; казенное имущество передавалось на пограничную заставу, охрану границы предписывалось прекратить.

Вот список последних сотрудников поста:

- управляющий Космовский Боремир Юлианович;

- досмотрщики I разряда Гринюк Даниил Сергеевич, Прокопович Александр Алексеевич;

- досмотрщики II разряда Петухов Павел Иванович, Макеев Илья Семенович, Галицкий Владимир Иосифович.

- Багаев Иван Семенович назначался делопроизводителем Михайло- Семеновской таможни с 16.03.1923 года[4].

Руководители учреждения:

С 1912 года Титулярный советник Кайгородцев до 05.07.1916 г.

C 05.07. 1916 г. Ялоза до 21.03.1917 г.

С 21.03. 1917 г. Карпов до 08.04.1917 г.

С 08.04. 1917 г. Коллежский регистратор

Готский-Данилович до 29.08.1917 г.

С 29.08.1917 г. Власенко до 12.08.1918 г.

С 12.08.1918 г. Бобикевич до 04.09.1919 г.

С 27.06.1920 г. Суков Игнатий Алексеевич

С 06.01.1923 г. Космовский Боремир до 07.03.1923 г.

Юлианович

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] ГА ЕАО Ф. Р-41. Оп. 1. Д.5. Л. 3.

[2] Там же. Д. 5. Л. 2.

[3] Там же. Д. 14. Л. 123.

[4] Там же. Ф. Р-29. Оп.1. Д. 2. Л.13.

Лахасуская таможенная застава

История деятельности Лахасуской таможенной заставы в полном объеме никогда не исследовалась и это первая публикация.

Застава была создана одной из первых вместе с заставой в г. Благовещенске и на станции Пограничной КВЖД по распоряжению министра финансов от 30 апреля 1902 года[1]. И располагалась она как ни странно на китайской территории, в устье реки Сунгари (теперь это город Тунцзян). Упоминание о заставе есть и в высочайшем повелении от 28 февраля 1903 г. «Об изменении штатов Владивостокской таможни, Пограничной и Лахасуской таможенных застав и об утверждении штатов таможенной заставы в станице Покровской и переходного пункта в Сосновой Пади, близ станции Пограничной Китайской Восточной железно й дороги, а равно таможенной заставы в гор. Хабаровске». Несмотря на то, что в областном архиве нет дел этого учреждения, удалось восстановить ряд событий по отдельным документам. В первые годы советской власти при остром дефиците бумаги часто использовалась чистая обратная сторона листа.

В первом документе, датированным 17 декабря 1905 года Амурская казенная палата[2] сообщает, что магазин в селении Лахасусу в район деятельности палаты не входит и не подотчетен. Из чего следует вывод – он находился на сопредельной китайской территории. Письмом от 5 мая 1908 года Хабаровская таможенная застава извещала, что направила в Лахасускую заставу щит с гербом Российской империи, приобретенный за 42 рубля у живописца Страздина[3]. Из документа ревизора Амурско-Приморского таможенного района[4] о направлении денежного вознаграждения к Рождеству Христову удалось установить численность поста: было выслано 1100 рублей, из которых 200 рублей получил управляющий заставой Гусликов, остальным чинам по 100 рублей. Следовательно, штат заставы состоял на то время из 10 человек. Управляющим заставой с момента образования и перевода служащих в Екатерино-Никольскую таможенную заставу был титулярный советник Гусликов, помощником управляющего – титулярный советник Лукьянский, канцелярский чиновник Обухов. По количеству печей можно судить и о помещениях, которые занимала застава, а их было немало: голландских печей -4, русских -7. При расходе по 1/3 сажени на печь зимой на каждую и летом на приготовление пищи расходовалось в год 33,3 сажени дров по 18 рублей, что составляло 600 [5] рублей. Для освещения помещений использовались керосиновые лампы и стеариновые свечи. Согласно копий счетов закупалось все это у купца Вертопрахова. Банка керосина стоила от 3 до 5 рублей, фунт свечей - 30 копеек. Снабжение вещевым имуществом осуществлялось со складов Отдельного корпуса пограничной стражи, об этом можно судить по докладной записке управляющего, отправленной в феврале 1906 года.

Главным предназначением заставы был контроль за пароходами, осуществлявшими международные перевозки по реке Сунгари. На люки трюмов накладывались пломбы и выписывались сопроводительные документы до места назначения, у экипажа и пассажиров проверялись документы на право пересечения границы. Если груз располагался на палубе, то на борт садился таможенный досмотрщик, который на всем пути следования следил за его состоянием. Велась жесткая борьба с контрабандой спиртных напитков и наркотиков, в делах Екатерино-Никольской заставы обнаружена копия акта досмотра прибывшего из Харбина парохода «Одесса» и баржи «Ява», в котором отражено, что помощник управляющего Лукьянский, досмотрщики Чупров и Романов обнаружили в кормовом трюме жестяную банку в ¼ ведра водки, производства харбинского завода. Капитаном парохода был внесен штраф в размере 14 рублей. Подтверждением служит и докладная управляющего заставой, что 16.05.1903 года досмотрщиками заставы на баржах «Сазан» и «Корсаков», приведенных из Китая пароходом « Великий князь Алексей» обнаружены 15 фунтов опия и 15 пачек китайских игральных карт [6].

После открытия таможенной заставы в станице Екатерино-Никольской, постов в станице Михайло-Семеновской (ныне с. Ленинское), таможенной брандвахты в устье Сунгари застава утратила свое значение и была переведена в 1909 году (письмо ревизора Амурско-Приморского таможенного района в адрес Екатерино-Никольской таможенной заставы о переводе Лахасуской заставы в станицу Екатерино-Никольскую, распоряжение об этом было опубликовано в ст. 106 Собрания Узаконений и распоряжений правительства в 1909 году[7]). Точно установлено, что эти заставы существовали одновременно. Имеется документ, датированный 11 января 1908 года и направленный в адрес Екатерино-Никольской заставы Лахасуской о получении конфискационного дела за 1907 год № 90. По номеру дела можно судить и о напряженности работы заставы.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] Таможня на Тихом океане, выпуск 1, стр. 14.

[2] ГА ЕАО Ф.29 Оп.1. Д.10. Л. 340 об.

[3] Там же. Д. 14. Л. 196 об.

[4] Там же. Д.10. Л. 394 об.

[5] Там же. Д. 19. Л. 73 об.

[6] ГА ЕАО Ф. 29 оп. 1. Д. 26. л. 6 об.

[7] Д.25. Л. 14 об.

Усть-Сунгарийская таможенная брандвахта

Действовала только в период навигации с мая по октябрь, располагалась на барже, оборудованной под дебаркадер, которая осенью с последним пароходом отправлялась на зимовку в затон. Была создана не позднее 1910 года, так как в описи дел Михайло-Семеновского поста за 1910 год упоминается дело брандвахты[1].

В связи с сезонностью работы имела несколько штатных сотрудников, а на период навигации в ее состав прикомандировывалось необходимое число досмотрщиков и стражников, сначала Хабаровского – до 1920 года, а созданием в границах Дальне-Восточной республики Благовещенского таможенного участка – с ее подразделений.

В функции брандвахты входило: оформление судов, барж, плотов, совершавших международные перевозки; контроль за судами, осуществляющих каботажные (внутренние) рейсы; проверка пассажиров, их ручной клади и багажа.

При следовании из Китая транспортные и пассажирские суда проверялись на предмет наличия вещей или товаров, запрещенных к ввозу. Капитаном или шкипером подавалась, а если он был неграмотным, то с его слов заполнялось заявление о ввозе товаров. На грузовые люки трюмов или иных помещений с грузом накладывалось таможенное обеспечение (пломбировались). Выписывался маршрутный лист до таможни назначения и груз ставился на контроль. После прибытия груза таможня назначения отправляла извещение о доставке груза и он снимался с контроля. Если на груз было невозможно наложить обеспечение, то до таможни получения его сопровождал один из таможенных стражников брандвахты, который затем на попутном теплоходе возвращался к месту работы.

Суда, баржи, следовавшие с экспортными (вывозными) грузами, проверялись: на предмет соответствия товаров, предъявленных в таможне оформления с имеющимися на борту; целостности пломб на люках трюмов и иного таможенного обеспечения, а также наличия запрещенных к вывозу товаров.

В 1923 году на брандвахте несли службу: управляющий Малышев М.М; помощники смотрителя складов – Кузьмин И.И; Штилев А.С; Витько Т.П; Батрак Т.М; Андреев Максим; Федорчук Богдан; стражник II разряда Благословенского таможенного поста Петров А.А.

С общим падением внешнеторгового оборота снижалась и численность сотрудников брандвахты, так приказом управляющего Благовещенской районной таможни № 604 от 1 октября 1925 года штат брандвахты был определен в 3 человека: управляющий -1; помощник смотрителя складов I разряда -1; помощник смотрителя складов II разряда -1.

Действовала вплоть до 1928 года (предписанием Дальневосточного отделения Государственного таможенного управления № 13135 от 22.05.1928 года бывший управляющий Михайло-Семеновской таможни А.К. Луговской назначался заведующим Усть-Сунгарийской [2] таможенной брандвахты.

Материал подготовил В.В. Шевченко (Биробиджанская таможня)

[1] ГА ЕАО Ф. Р-30 Оп. 1 Д.2 Л. 8

[2] ГА ЕАО Ф. Р-30 Оп.2. Д.6 Л.23