Сегодня 16 июля 2019 года
Для слабовидящих

Таможенные органы совершенствуют процедуры таможенного формления продукции морского промысла

PDFПечатьE-mail

Государственная политика в области повышения эффективности использования и развития российского рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока направлена, прежде всего, на создание условий для стабильного роста объемов добычи и переработки морских биоресурсов, развития береговой инфраструктуры, насыщение внутреннего рынка доступной для населения продукцией морского промысла. В соответствии с этим деятельность таможенных органов Дальневосточного региона ориентирована на организацию  эффективного и оперативного таможенного оформления и таможенного  контроля  продукции морского промысла и рыбопромысловых судов.

По данным таможенной статистики в первом полугодии 2009 года по сравнению с  аналогичным периодом 2008 года произошел значительный рост физических объемов экспортируемых водных биоресурсов – в 11 раз (41, 7 тысячи тонн до 452, 7 тысячи тонн), стоимостных –   почти в 10 раз (с 82 млн. дол. США до 810 млн. дол. США). Объем  уплаченных таможенных платежей вырос  в 15 раз (с 91, 9 млн. руб. до 1, 4 млрд. руб.).

Причем существенно вырос экспорт переработанных водных биоресурсов, в том числе продуктов глубокой переработки. Так, экспорт рыбного филе в первом полугодии этого года по сравнению с тем же периодом прошлого вырос в 166 раз, экспорт сушеной, соленой, копченой рыбы, а также рыбной муки - в 18 раз.

Основной объем оформляемой продукции морского промысла приходится на  Владивостокскую (67 %), Камчатскую (20%), Сахалинскую (9%) таможни.

Положительная динамика экспорта продукции морского промысла связана, прежде всего, со вступлением в силу требования, установленного федеральным законом Российской Федерации от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», о доставке водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации, а также увеличение общих допустимых уловов. Экспорт биологических ресурсов из районов промысла, расположенных в  исключительной экономической зоны Российской Федерации, без таможенного оформления прекратился.

Для дальнейшего совершенствования таможенных процедур при оформлении рыбопромысловых судов и продукции морского промысла Федеральной таможенной службой России  с привлечением специалистов из региональных  таможенных управлений, в том числе и Дальневосточного таможенного управления,  был разработан приказ № 378 от 04.03.2009  «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами». Приказ начал действовать  со 2 июля 2009 года.   Данный  документ решил ряд проблемных вопросов, в том числе  относительно оформления продуктов питания, досылаемых на рыбопромысловые суда, ведущие промысел в  исключительной  экономической зоне и на континентальном шельфе России. Кроме того,  был   исключен образовавшийся с 1 января 2009 года пробел в правовом регулировании процедур таможенного оформления продукции морского промысла, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, а также порядка уплаты сборов за таможенное оформление указанной категории товаров.

Таможнями ДВТУ за 6 месяцев 2009 года было оформлено 1023 судна рыбопромыслового флота на прибытие в Российскую Федерацию, из них 567 с продукцией морского промысла. 932 судна оформлено на убытие из Российской Федерации, из них 515 судов с продукцией морского промысла. Всего за анализируемый период было  оформлено 1955 судов рыбопромыслового флота.       

Значительное увеличение объемов продукции морского промысла и количества морских судов, подлежащих таможенному оформлению,  не оказало негативного влияния на качество таможенного оформления.   С начала этого года  зафиксировано лишь 12 случаев превышения 3-часового срока таможенного оформления, установленного  Постановлением Правительства № 184, что составляет 0,6% от общего числа оформленных рыбопромысловых судов.

Причинами задержек оформления рыбопромыслового флота стали: возбуждение дел по признакам административных правонарушений, проведение оперативных мероприятий, а также неготовность судовых документов либо членов экипажей к проведению государственного контроля.

В целях единообразного применения таможенного законодательства, своевременного и оперативного решения возникающих проблем руководством «морских» таможен ежедневно проводится мониторинг таможенного оформления продукции морского промысла, осуществляется активное взаимодействие с местными органами Росрыболовства, морскими администрациями,  лицами, заинтересованными в оптимизации таможенных процедур.