Сегодня 20 апреля 2019 года
Для слабовидящих

Техническое регулирование в Евразийском экономическом союзе

PDFПечатьE-mail

В современных условиях экономики остро возникают проблемы гарантирования качества товаров, предлагаемых на рынке потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации товаров.

Основной задачей государства является создание условий, препятствующих к допуску на рынке товаров самого различного назначения, качество которых
не удовлетворяет критериям безопасности. Долгое время качество и безопасность товара определялось принятыми еще в советское время стандартами. В настоящее время многие из существующих государственных и отраслевых нормативных документов утратили свою актуальность. Более того, стандартизация продукции, в ряде случаев носила чисто формальный характер.

Первым шагом в Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который разделил понятие стандарта и технического регламента. Установлено, что принятие тех или иных стандартов носит добровольный характер (компании, в большинстве своем, сами заинтересованы в том, чтобы их товары выпускались в точном соответствии с критериями качества), при этом соблюдение требований технического регламента является обязательным условием деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Техническое регулирование – один из ключевых элементов интеграции государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), позволяющий устранить многочисленные технические барьеры в торговле, и одно из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, защиты внешнеэкономических интересов государств-членов ЕАЭС.

С 1 июля 2010 года на территории Таможенного союза (в настоящее время – ЕАЭС) действуют на альтернативной основе национальный и единый режимы технического регулирования. Национальный режим регулирования применяется для продукции,на которую еще не приняты технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС). Технологические требования к такой продукции установлены ГОСТами и Техническими регламентами Российской Федерации, применение которых должно уберечь жизнь и здоровье граждан, не допустить нанесения вреда окружающей среде и создать требуемые условия для повышения энергетической эффективности производства.

Единый режим регулирования применяется для продукции, на которую приняты технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС). Под техническим регламентом Таможенного союза (ЕАЭС) в соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования к объектам технического регулирования. Всего принято 46 технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) на различные виды продукции, такие как пищевая продукция, товары легкой промышленности, парфюмерно-косметическая продукция, игрушки, машины и оборудование, автотранспортные средства и многое другое.
На 1 декабря 2018 года вступили в силу 40 технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС).

Таким образом, на сегодняшний день в российской сфере технического регулирования параллельно действуют три разных системы: ГОСТ Р, технические регламенты Российской Федерации и технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС).

Со дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза (ЕАЭС) соответствующие национальные обязательные требования к продукции, установленные законодательством каждого из государств - членов ЕАЭС,
не применяются.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент Таможенного союза (ЕАЭС), выпускается в обращение на всей таможенной территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные данным техническим регламентом.

Работы по оценке соответствия осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия (органы по сертификации и испытательные лаборатории).

Орган по оценке соответствия – это организация, аккредитованная Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), которая имеет право проводить проверку соответствия товаров и выдавать документы, подтверждающие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий является рыночной услугой и строится на коммерческой основе. Во многих городах России имеется несколько органов по сертификации, некоторые из которых проводят сертификацию только определенных видов товаров, так как имеют аккредитацию в строго определенной сфере (например, только в отношении машин и оборудования).

Органы по оценке соответствия должны быть включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), ведение которого осуществляет Евразийская экономическая комиссия, а на национальном уровне в Российской Федерации – Росаккредитация. Реестры опубликованы на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии и Росаккредитации.

В области технического регулирования применяются два основных типа документа: сертификат соответствия и декларация соответствия. Декларация о соответствии – это документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) и который регистрируется органом по сертификации; сертификат соответствия – это документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента Таможенного союза (ЕАЭС).

Две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) соответствуют нормам, применяемым в Европейском союзе, и основаны на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов по сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган. В другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на заявителя.

Информация обо всех выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии содержится в национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, опубликованного на официальном сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru).

Таможенные органы Российской Федерации в рамках реализации системы межведомственного электронного взаимодействия имеют доступ к данному информационному ресурсу и используют данную информацию при осуществлении таможенных процедур и таможенного контроля.

Вне зависимости от формы подтверждения соответствия (сертификация или декларирование) схемами подтверждения соответствия предусмотрено проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, которые должны быть предварительно ввезены на таможенную территорию ЕАЭС.

Вместе с тем, анализ правоприменительной практики таможенных органов свидетельствует о значительном количестве ввоза в Российскую Федерацию товаров с документами о соответствии обязательным требованиям, содержащими недостоверные сведения.

Наиболее распространенным примером нарушений является недостоверное указание сведений в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии информации о протоколах испытаний продукции. Это связано с тем, что участниками внешнеэкономической деятельности не соблюдается порядок ввоза проб и образцов товаров, ввозимых в Российскую Федерацию для проведения исследований и испытаний в целях получения документов о соответствии либо их ввоз не осуществляется в принципе.

В соответствии с правом ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию.
При помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозимой в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, представление таможенных органам документов о соответствии,
то есть сертификатов соответствия и деклараций о соответствии не требуется.

Вместе с тем в таможенный орган должны быть представлены копия договора с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией) или копия письма с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией), в которых указано количество товара, необходимое для проведения исследований и испытаний (подпункт «а» пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294).

Таким образом, декларант при ввозе проб и образцов продукции должен предоставить таможенному органу декларацию на товары с одновременным представлением вышеназванных документов и указать в графе 37 декларации
на товары код особенностей перемещения таких товаров в соответствии
с Классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378
(код «061»).

Федеральная таможенная служба и Росаккредитация ведут работу по автоматизации процессов сверки информации в части, касающейся установления факта ввоза участниками внешнеэкономической деятельности образцов продукции для целей сертификации и декларирования соответствия. Результаты такой сверки информации будут использоваться: со стороны таможенных органов для пресечения попыток совершения нарушений при ввозе товаров в Российскую Федерацию недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, со стороны Росаккредитации для проведения проверочных мероприятий в отношении аккредитованных органов по сертификации (испытательных лабораторий), а также со стороны уполномоченных органов по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт и др.) для проведения проверочных мероприятий в отношении продукции, находящейся в обращении на территории Российской Федерации. В настоящее время уже имеются факты прекращения Росаккредитацией действия аттестатов аккредитации органов по сертификации, допустивших нарушения при оценке соответствия.

В соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС введено понятие единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС. Таким знаком в обязательном порядке маркируется продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) и прошедшая установленные техническими регламентами Таможенного союза (ЕАЭС) процедуры оценки соответствия.

Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию.

Не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения. В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств - членов ЕАЭС. Договором о ЕАЭС определено, что под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Таким образом, в соответствии с правом ЕАЭС маркировка единым знаком обращения осуществляется до ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС.

Правом ЕАЭС также установлено, что маркировка продукции (наименование продукции и страны-изготовителя, наименование и адрес изготовителя и др.) должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств - членов ЕАЭС на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена ЕАЭС,
на территории которого реализуется продукция. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

Отдельно хотелось бы остановиться на соблюдении мер технического регулирования при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны резидентами свободного порта Владивосток.

Согласно статье 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ
«О свободном порте Владивосток» на территории свободного порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее – Соглашение о свободных экономических зонах).

Пунктом 3 статьи 9 Соглашения о свободных экономических зонах предусмотрено, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Однако данный пункт вовсе не предусматривает освобождение иностранных товаров от применения мер технического регулирования при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в виду следующего.

Применение мер технического регулирования в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подтверждается в порядке и случаях определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Договором о ЕАЭС и решениями Евразийской экономической комиссии в области технического регулирования.

В соответствии со статьей 99 Договора о ЕАЭС международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, входят в право ЕАЭС в качестве международных договоров в рамках ЕАЭС и применяются в части,
не противоречащей Договору о ЕАЭС.

Договором о ЕАЭС установлено, что порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утверждается Евразийской экономической комиссией.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется
в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (статья 201 ТК ЕАЭС).

Одним из условий помещения иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции (товаров),
в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, регламентирован положением, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Порядок № 294).

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, Порядком № 294 предусмотрен ряд исключений, в частности не требуется подтверждение соответствия при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров, ввозимых:

– в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных готовых изделий, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям;

– в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний;

– в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Кроме того, Порядком № 294 предусмотрены и иные исключения, применимые к любым таможенным процедурам, при которых требуется подтверждение соответствия, и в том числе, к таможенной процедуре свободной таможенной зоны. В частности, не требуется предоставление документов о соответствии в отношении товаров, бывших в употреблении (эксплуатации); товаров, ввозимых в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

В остальных случаях в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и попадающих под меры технического регулирования, таможенным органам подлежат представлению документы о соответствии (сертификаты соответствия или декларации о соответствии).

Последствия несоблюдения законодательства в области технического регулирования влекут за собой не только ответственность участника внешнеэкономической деятельности, но и возможное нанесение вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.