Сегодня 16 июля 2019 года
Для слабовидящих

Дальневосточные таможенники обеспокоены затовариванием морских портов

PDFПечатьE-mail

С проблемой затоваривания складов временного хранения в морских портах всё чаще сталкиваются дальневосточные таможенники. Сегодня эта проблема коснулась почти всех международных  морских портов на Дальнем Востоке. Если Магадана, Посьета, портов в бухтах Троицы и Славянка это коснулось в меньшей степени, то в таких крупных морских портах как Владивосток, Восточный, Находка, а кроме них и в порту Петропавловск-Камчатский, в которых постоянно  увеличивается количество прибывающих под обработку судов и наращиваются объёмы переработки внешнеторговых грузов – проблемы пропускной способности ощущаются с каждым днём всё острее.  

Причин несколько – это и несвоевременная подача деклараций на вновь прибывший товар, и затягивание (иногда до двух недель) владельцами сроков  вывоза уже оформленных в таможенном отношении товаров со складов временного хранения, и необустроенность складов временного хранения (СВХ) - маленькие площади, техническая неоснащённость и несоответствие современным стандартам. Впрочем, не обустроены и многие морские порты, более всего это касается сахалинских портов -  Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский и портов Хасанского района Приморья.

Особенно остро проблема затоваривания коснулась крупных портов Приморского края – Владивосток, Восточный, Находка. Так, Находкинской таможней в марте и апреле этого года проведен анализ продолжительности таможенного оформления контейнеров с транзитными товарами и сроков отправки этих же контейнеров с территории ООО «Восточная Стивидорная Компания». Как стало видно из результатов анализа, на оформление одной транзитной декларации с одиночным контейнером в таможенном посту «Морской порт Восточный» затрачивается  20 -25 минут рабочего времени, при условии, что представленные таможенному органу документы содержат все необходимые сведения, предусмотренные п.2 ст. 81 Таможенного кодекса РФ и соблюдены все необходимые условия, предусмотренные п. 3 ст.80 Таможенного кодекса РФ, при которых выдается разрешение на транзит.

Между тем,  с территории ООО «Восточная Стивидорная Компания» лишь 2 процента партий товаров отправлялись на следующие сутки после выдачи таможенными органами разрешения на транзит, основная часть (72 процента партий товаров) отправлялась в срок от 2 до 7 суток после выдачи разрешения на транзит, 26 процентов партий товаров оправлялось в срок, превышающий 8 суток после выдачи разрешения на транзит. В начале мая на территории ООО «Восточная Стивидорная Компания» находилось уже около 1600 неотправленных контейнеров с транзитными товарами, по которым было выдано разрешение на транзит в апреле этого года.

Находкинские таможенники, обеспокоенные длительными простоями оформленных в таможенном отношении контейнеров с транзитными товарами, направляли информацию об этом руководству Дальневосточной железной дороги и ООО «Восточная Стивидорная Компания», однако ситуация до сих пор не изменилась.

Аналогичные проблемы и во Владивостокской таможне. Возникшие в первые дни после реорганизации некоторые трудности с оформлением автомобилей в настоящее время утратили свою остроту.  Сегодня сотрудники Первомайского таможенного поста и таможенного поста «Морской порт Владивосток», уполномоченные оформлять автотранспортные средства, ежедневно оформляют 1200 - 1300 автомобилей, тогда как ранее этот показатель не превышал 800 – 900 авто в день. Как и ожидалось, после реорганизации повысилось качество таможенного оформления, достоверность заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений.  Тем не менее, проблемы существуют и решение большинства из них вне компетенции таможенных органов.

Напряженную работу Владивостокской таможни обусловливает растущее из года  в год количество ввозимых автомобилей. В тоже время, обращает на себя внимание тот факт, что таможней в день оформляется несколько сотен автомобилей, а получатели их забирают из мест хранения в десятки раз меньшем количестве. Это естественно отражается на пропускной способности и морского порта Владивосток, и складов временного хранения.

Недостаточность мест под выгрузку товаров на складах временного хранения, а так же убытки, которые терпят импортёры, обусловлены тем, что в зонах таможенного контроля продолжают храниться товары, оформленные в таможенном отношении. ОАО «Владивостокский морской торговый порт» слабо ведётся работа по оценке производственных возможностей порта, не в полном объёме принимаются меры по освобождению производственных (складских) мощностей порта от уже оформленных в таможенном отношении товаров, что также негативно отражается на его работе.

Есть проблемы с декларантами и брокерами. Документы, представленные таможенному органу для таможенного оформления товаров некоторыми брокерами или декларантами, подаются с задержками и зачастую не соответствуют требованиям, предусмотренным Таможенным кодексом РФ (например, отсутствуют необходимые документы). А ведь от оперативности и качества подаваемых таможенному органу грузовых таможенных деклараций напрямую зависит скорость таможенного оформления.

Похожая ситуация и в Камчатской таможне. Через таможенный пост «Морской торговый порт Петропавловск-Камчатский» импортируются в основном автомобили и запасные части к ним, а также строительные материалы. Основной ввоз товаров осуществляется через торговый порт, в зоне деятельности которого функционирует склад временного хранения открытого типа. Постоянное увеличение ввоза автомобилей и запасных частей к ним приводит к тому, что в случае одновременного подхода двух и более морских судов, возникает проблема размещения авто на складе временного хранения. Это создает потенциальную угрозу простоя морских судов и соответственно задержки таможенного оформления товаров.  Разместить же ввозимые автомобили и запчасти на других СВХ невозможно – эти склады имеют маленькие объёмы и не оборудованы портовыми кранами достаточной грузоподъёмности для разгрузки автомобильной техники.

Проблемы есть и у сахалинских таможенников. В настоящее время в регионе деятельности таможни расположены 24 морских пункта пропуска. Все пункты пропуска, кроме одного, были открыты в 50-60-е годы для решения частных, непродолжительных по времени задач и не соответствуют современным требованиям. Перемещение основной массы товаров и транспортных средств через таможенную границу России осуществляется через морские порты Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский, в которых расположены таможенные посты Сахалинской таможни.

Основные сложности, существующие в пунктах пропуска морских портов Сахалина, связаны с их обустройством, поскольку в настоящее время ни техническое оснащение, ни обустройство морских пунктов пропуска не соответствует требованиям постановления Правительства России от 19 января 1998 №  60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Чтобы модернизировать пункты пропуска в соответствии с указанным постановлением необходимо провести целый комплекс мероприятий. В частности, необходимо провести реконструкцию или строительство современных пассажирских терминалов с комплексом технических средств (для Корсаковского и Холмского портов), построить служебные помещения для размещения таможенных, пограничных и других контролирующих органов в порт-пунктах Южно-Курильский и Александровск-Сахалинский, реконструировать пункт пропуска в порту Невельск, инфраструктура которого была полностью разрушена землетрясением в августе 2007 года и до настоящего времени не восстановлена.

Организационная роль администраций большинства морских портов Сахалина в вопросах их функционирования также представляет собой существенную проблему. При этом самым сложным из организационных вопросов функционирования морских портов является эффективность деятельности администрации каждого конкретного пункта пропуска.  До настоящего времени практически никаких действий в решении этой проблемы со стороны администраций ряда пунктов пропуска не предпринимается. Чаще всего администрации пунктов пропуска либо самоустраняются от решения вопросов надлежащего обустройства пунктов пропуска и создания условий для полноценной работы государственных контролирующих органов. Либо пытаются перекладывать вину за возникающие сбои, вызванные всё той же необустроенностью и слабой организацией деятельности их администраций, на недостатки в работе контролирующих органов. Зачастую органы власти субъектов РФ и администраций пунктов пропуска не решают текущих и перспективных задач, ссылаясь на отнесение данных полномочий к ведению Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. В итоге простаивают суда в ожидании выгрузки, происходит задержка в оформлении пассажиров, вызванная отсутствием современных пассажирских терминалов.

Ещё одним фактором, влекущим неспособность портов оперативно обрабатывать постоянно растущие объёмы грузопотока, является практически полная изношенность погрузо-разгрузочной техники в морских портах Сахалина. Изношенность и нехватка техники в ряде случаев приводит к тому, что морские порты не способны использовать все имеющиеся причалы для обработки судов, в результате срываются графики и очередность оформления судов, затягиваются сроки их погрузки и выгрузки. При этом администрации некоторых морских портов, не предпринимая никаких усилий по модернизации их технического оснащения, увеличения числа эксплуатируемых причальных мощностей, требуют от таможенных и пограничных органов установления круглосуточного режима работы по таможенному оформлению судов, мотивируя это тем, что отсутствие такого режима срывает текущую работу порта, вызывая простой судов, рабочей силы, техники.

Сложности создают и сами перевозчики, которые, зная графики работы пунктов пропуска, зачастую не учитывают их, создавая скопление судов, ожидающих прохождение пограничных и таможенных формальностей. Подобные ситуации часто возникают в канун выходных и праздничных дней, когда наблюдается массовый подход судов, занятых перевозкой автомобилей, комплектующих к ним, автомобильных запасных частей. При этом перевозчики (судовладельцы), направляясь в иностранные порты, учитывают и строго соблюдают графики их работы. Между тем, единовременный подход большого количества судов с товарами на борту не даёт сахалинским портам их своевременно обрабатывать, а складам временного хранения - принять все прибывающие товары. В итоге неразгруженные суда вынуждены простаивать на рейде в ожидании выгрузки. 

Указанные обстоятельства отрицательно влияют на сроки проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых иностранными и российскими лицами, зачастую приводят к срыву графика оформления судов, а в некоторых случаях создают препятствия в более эффективном осуществлении таможенного контроля.

Все вышеперечисленные проблемы дальневосточных морских портов давно вышли из категории местных и вызывают серьёзную озабоченность не только руководства таможен и Дальневосточного таможенного управления, но и Федеральной таможенной службы России, поскольку не только влияют на качество и скорость проведения таможенного оформления и таможенного контроля, но и  препятствуют созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь  отрицательно сказывается  на темпах развития экономики дальневосточного региона в целом.