Сегодня 16 июля 2019 года
Для слабовидящих

Главное меню

Итоги правоохранительной деятельности таможен региона за 2011 год

PDFПечатьE-mail

Таможнями Дальневосточного региона в 2011 году возбуждено 455 уголовных дел и более 6 с половиной тысяч дел об административных правонарушениях. Пресечена деятельность 12 организованных преступных групп, специализировавшихся на преступлениях в таможенной сфере. Работа по пресечению совершаемых ими преступлений осуществлялась в тесном взаимодействии с Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами.

Основными предметами преступлений являлись: товары народного потребления – около трети всех возбужденных дел, лес и лесоматериалы - 20%, автомобили и запчасти к ним, наркотики и сильнодействующие вещества, а также объекты флоры и фауны. В результате проведенных мероприятий уголовных дел возбуждено на 15% больше, чем в прошлом году. Общая стоимость незаконно перемещенных товаров составила около 3 миллиардов рублей.

На канале импорта совершено 66% всех правонарушений в таможенной сфере и 34% при экспорте.

Важным моментом в пресечении таможенных преступлений является привлечение к ответственности конкретных лиц, совершивших преступление. В 2011 году в отношении конкретных лиц возбуждено 60% уголовных дел от общего числа. Всего подозреваемые либо обвиняемые на момент возбуждения имеются по 269 уголовным делам. Еще по 70 уголовным делам лица были установлены и им были предъявлены уведомления о подозрении в совершении преступления.

Окончено производством и направлено в суд с обвинительным актом 28 уголовных дел. Рассмотрены судами с вынесением обвинительных приговоров 22 уголовных дела, в том числе 7 приговоров – по уголовным делам, возбужденным Находкинской таможней, 4 приговора - Сахалинской таможней, по 3 приговора – Дальневосточной оперативной и Владивостокской таможнями.

Касаясь вопросов выявления административных правонарушений в области таможенного дела, необходимо отметить, что более половины таких деяний квалифицировано по так называемым «контрабандообразующим» составам, наносящим наиболее существенный экономический ущерб государству.

Рассмотрено с назначением наказания около 6 тысяч дел об административных правонарушениях, общая сумма наложенных санкций составила 6 с половиной миллиардов рублей, что более чем в 2 раза превышает показатель 2010 года.

Три четверти преступлений в сфере таможенного дела совершено на российско-китайском направлении. Данное обстоятельство обусловлено как существенными объемами товарооборота между Россией и Китаем, так и тем, что внешнеэкономическую деятельность по обе стороны российско-китайской границы, как правило, осуществляют граждане КНР, стремящиеся извлечь максимальную выгоду всеми возможными способами.

Порядка 15% выявленных преступлений совершено при перемещении товаров между Россией и Японией, еще 3% – между Россией и Кореей.

Основная группа правонарушений, совершаемых в таможенной сфере - это преступления, связанные с занижением таможенной стоимости и уклонением от уплаты таможенных платежей, с целью получения дополнительной выгоды. Эти схемы используются при перемещении товаров, которые можно декларировать и необходимо платить таможенные пошлины.

Стоит отметить, что схемы совершения правонарушений в таможенной сфере в последнее время стали изменяться. Так, наметилась тенденция к снижению фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств, сопряженных с недекларированием, помимо таможенного контроля, с подменой видового состава товара, так называемая «черная контрабанда». Это связано с тем, что развитие таможенных органов позволяет иметь достаточно много эффективных рычагов для пресечения «черной контрабанды» - это использование современных досмотровых комплексов, систем управления рисками, получение оперативной информации.

В этих условиях недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности создают новые схемы незаконного ввоза товаров. Можно сказать, что контрабанда стала интеллектуальной, и с помощью различных уловок ей придается вид законной деятельности. Для этого они заявляют недостоверные сведения, используя недействительные или поддельные документы, причем, сделанные настолько качественно, что сотрудники, осуществляющие таможенное оформление, не имеют возможности выявить подделку. В первую очередь это направлено на получение максимальной прибыли путем уклонения от уплаты таможенных платежей. Так, учитывая, что таможенные пошлины на большинство товаров исчисляются исходя от их таможенной стоимости, недобросовестные покупатели изготавливают поддельные коммерческие документы, в которых указывают заниженную стоимость ввозимых товаров. Реальная же стоимость превосходит заявленную в несколько раз.

Анализ всех дел по перемещению товаров с заявлением недостоверных сведений, в первую очередь актуален для занижения таможенной стоимости, а так как реальные сведения можно получить только от продавца за рубежом, единственным возможным механизмом было возбуждение уголовного дела по контрабанде, так как недействительные сведения уже указывались в предоставляемых документах, а в последующем, используя уголовно-процессуальные возможности, можно было осуществлять сбор доказательств, которые позволяли бы сделать вывод об уклонении от уплаты таможенных платежей. Именно поэтому по всем делам, возбужденным в рамках контрабанды, выяснялись все возможности уклонения, расчеты, и при получении этих сведений, принимались соответствующие решения, в том числе о возбуждении уголовных дел по уклонению от уплаты платежей.

Вторым моментом сложности возбуждения дел по ст. 194 был размер неуплаченных платежей, необходимый для возбуждения уголовного дела, так как этой статьей предусматривался минимальный размер неуплаты в 3 миллиона рублей. Но, для неуплаты таможенных платежей на сумму более 3 миллионов рублей, необходимо незаконно переместить товар стоимостью свыше 10 миллионов рублей со ставкой таможенных пошлин 10% при условии их полной неуплаты, что в практике таможен дальневосточного региона происходит очень редко.

Поэтому, в большинстве случаев, суммы неуплаченных таможенных платежей не превышали установленный законом крупный размер, в связи с чем по этим фактам принимались решения о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В 2011 году возбуждено 491 дело об административных правонарушениях в связи с заявлением недостоверных сведений о товарах, которые послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера, на общую сумму неуплаченных платежей почти 37 миллионов рублей. Назначено наказаний по 380 делам на сумму более 9 миллионов рублей. За 2010 год по указанным фактам возбуждено 410 дел об административных правонарушениях на сумму 14 миллионов рублей. Назначено наказаний по 411 делам на сумму 11 миллионов рублей.

Уголовных дел было возбуждено в 2011 году всего 8, но только лишь по вышеуказанным причинам. По этим делам предметами преступлений являлись такие дорогостоящие товары, как лесоматериалы, пассажирские автобусы, товары народного потребления, автомобили, морские суда.

В настоящее время, в связи с изменениями в уголовном законодательстве, уже невозможно будет собирать доказательства уклонения от уплаты таможенных платежей в рамках расследования уголовных дел по контрабанде, что соответственно, создаст определенные сложности.

Основным и главным препятствием для получения такой информации является отсутствие надлежащего международного сотрудничества. Возможность взаимодействия таможенных органов с правоохранительными органами зарубежных стран позволяет получить лишь только первичную информацию о недействительности сделок, но не содержащую информацию о самой цене сделки.

Для получения необходимой информации в настоящее время налажено тесное взаимодействие между правоохранительными и экономическими подразделениями таможен в целях оперативного обмена интересующей информацией. Разработаны методические рекомендации по проведению проверочных мероприятий. Как в аппарате управления, так и в таможнях на местах созданы и функционируют рабочие группы, по вопросам борьбы с занижением таможенной стоимости..

Не меньше внимания уделяется такому важному направлению как международное сотрудничество. В этом году на уровне Департамента по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления КНР и Дальневосточной оперативной таможни достигнуты договоренности об увеличении объема и сокращении сроков предоставления взаимно интересующей информации. Результаты такого взаимодействия уже имеют место. В результате проведения комплекса проверочных мероприятий всех заинтересованных подразделений ДВТУ и ДВОТ из ДБК КНР получена конкретная, документально подтвержденная информация о фактах занижения таможенной стоимости в значительных объемах в отношении импортируемых товаров хозяйственной группы одним из предпринимателей. Полученные доказательства положены в основу корректировки таможенной стоимости и довзыскания неуплаченных таможенных платежей.

Несмотря на то, что таких случаев пока немного, наработанная практика и налаженный механизм взаимодействия позволит в дальнейшем эффективно осуществлять борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Целесообразно отметить и то, что внесенные изменения в ст. 194 УК РФ снизили крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей для физических лиц до 1 миллиона рублей, а для юридических до 2 миллионов рублей. Кроме того, введена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей организованной группой лиц, что относится к категории преступлений особой тяжести. Указанные обстоятельства позволят реализовывать весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме.

Другая группа таможенных правонарушений – это перемещение через границу товаров, запрещенных или ограниченных к обороту, на которые не распространяется взимание пошлины. Ответственность за перемещение таких товаров предусмотрена ст. 226 УК РФ. Новое законодательство будет предусматривать ответственность за контрабанду предметов ограниченных к обороту, а также стратегически важных товаров, ресурсов, культурных ценностей. При этом список таких товаров должен быть утвержден правительством Российской Федерации. Учитывая значительные объемы незаконного перемещения редких объектов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, список СИТЕС и подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, а также и все остальные объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения, очень важно, чтобы все эти предметы попали в список. Только таким способом можно будет воспрепятствовать их хищническому уничтожению и перемещению через таможенную границу Таможенного союза.