Сегодня 23 мая 2019 года
Для слабовидящих

Дачники и дела таможенные

PDFПечатьE-mail

Еще  в начале  90-х годов многие предприимчивые жители Дальнего Востока в том числе и г. Комсомольска-на-Амуре,  просчитали баснословную выгоду от продажи  в России подержанных автомобилей Японского производства. Наряду с официальными дилерами зарубежных автомобилей на авторынке стали активно действовать лица, заинтересованные в получении прибыли нечестными методами. К сожалению,  внутренние несовершенства российского законодательства оставляют немало места для мошеннических маневров.
 В тесном взаимодействии сотрудников  оперативно-розыскного отдела Амурской таможни и оперативно-розыскной части Управления Внутренних Дел по Дальнему Востоку на транспорте систематически проводится оперативная работа по выявлению и пресечению случаев поставок подержанных импортных автомобилей на территорию России  с использованием незаконных, обманных методов.
Ряд оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительных структур в регионе деятельности Амурской таможни на прошлой неделе – 14 февраля, были успешно завершены. Результатом  напряженной работы стало возбуждение уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Данная статья предусматривает ответственность за контрабандный ввоз товаров на территорию России, в данном случае – грузовых автомобилей.
Со слов оперативных работников Амурской таможни – одна из схем ввоза подержанных японских грузовых автомобилей, используемой подозреваемым была следующей.
Единая ставка таможенной пошлины, взыскиваемая  таможенным органом за перемещение грузового автомобиля для личных целей физического лица составляет 30 % от заявленной декларантом стоимости  автомобиля. Для автомобилей предназначенных для продажи, или для коммерческих целей таможенная пошлина возрастает с геометрической прогрессией  - троекратно.
Например: покупная стоимость подержанного грузового автомобиля, перемещаемого через таможенную границу для личного пользования, указываемая  в грузовой таможенной декларации – 3 000 долларов США, соответственно, таможенная пошлина за перемещение таможенного автомобиля будет составлять примерно 1 000 долларов США. Если же этот автомобиль доставлен на российскую территорию лицом, преследующим коммерческие цели (для продажи), то таможенная пошлина будет уже составлять до 100 % и более от стоимости автомобиля, или  3 000 долларов США и более.
 Но, как и везде, для каждого правила имеются свои исключения. Таможенным законодательством предусмотрен упрощенный порядок - льготное оформление грузовых автомобилей для лиц, имеющих дачные участки либо фермерские и крестьянские хозяйства, для которых наличие грузовой техники является суровой необходимостью. Для автомобильных бизнесменов  эта небольшая  оговорка в российском таможенном законодательстве на некоторое время стала «зеленым коридорчиком» или еще одним способом уйти от полноценной уплаты таможенной пошлины. Для автобизнесмена достаточным было предоставить в таможенный орган в пакете документов справку о наличии у него дачного участка и … его автомобиль проходил таможенное оформление в упрощенном порядке (с 30 % таможенной пошлины). Но в таможенном законодательстве имеется еще одна оговорка, редко учитываемая автобизнесменами - ввозимый грузовой автомобиль, который прошел льготное таможенное оформление не должен отчуждаться, попросту говоря, он не подлежит продаже. В случае отчуждения, владелец обязан будет уплатить  100 % таможенной пошлины, действующей на день привоза автомобиля  в Россию.
Как стало известно оперативникам Амурской таможни, подозреваемый, ввозя в Россию подержанные японские грузовые автомобили  регистрировал их на лиц, имеющих дачные участки в г. Комсомольске-на-Амуре. Тем самым, получалась довольно неплохая экономия  на неуплате таможенной пошлины. Через несколько дней, а зачастую и день выдачи паспорта транспортного средства после государственной регистрации, подозреваемый, игнорируя законодательное ограничение на отчуждение авто, снимал автогрузовики с учета и продавал их по рыночной стоимости. Естественно, без надлежащей уплаты таможенной пошлины.
По предварительным подсчетам стоимость семи ввезенных подозреваемым автомобилей, с использованием недостоверных документов,  составила сумму более 1,1 миллиона рублей. Уплатил  же подозреваемый за их ввоз  всего около 64 тыс. рублей (то есть в среднем по 9 000 рублей за один автомобиль),  вместо  положенных почти 700 тыс. руб. (по 100 000 рублей за один автомобиль).
Таким образом, подозреваемый, путем предоставления недостоверных документов, ввел таможенный орган в заблуждение. Данное деяние квалифицируется Уголовным Кодексом Российской Федерации как контрабанда. В материалах дела имеются неопровержимые доказательства о предоставлении таможенному органу недействительных документов при оформлении грузовых транспортных средств. Подробности дела пока не разглашаются. Если преступные действия подозреваемого будут доказаны следствием, то псевдопредпринимателю   грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Но невольно задаешься вопросом, сколько еще «невыявленных» нарушителей действуют на внешнеэкономическом рынке, паразитирующих на несовершенствах таможенного законодательства и создающих нездоровую конкуренцию честным предпринимателям?